Мероприятия

Динкелакер Н.В. Административно-правовые механизмы сохранения биологического и ландшафтного разнообразия при осуществлении лесохозяйственной деятельности

Универститет ИТМО, каф. Промышленной экологии и ресурсоведения
e-mail: : nvdinkelaker@mail.ru

Сохранение биологического и ландшафтного разнообразия и возможностей естественного восстановления природных экосистем является необходимым условием устойчивого природопользования. Реализация мер, направленных на сохранение устойчивого состояния и биологической ценности лесных экосистем, особенно актуальна для Северо-Запада России, в связи с их более высокой уязвимостью и низкой скоростью восстановления по сравнению с более южными регионами.
Вопросы охраны биоразнообразия, ценных природных ландшафтов и поддержания естественной динамики ключевых элементов лесных экосистем в нормативно-правовом поле РФ представлены фрагментарно, что снижает эффективность их административно-правового регулирования.
Анализ требований по сохранению лесного биоразнообразия позволяет выделить группы административно-правовых механизмов, используемых с различной степенью эффективности.
К эффективным механизмам относятся создание особо охраняемых природных территорий (федеральный, региональный, местный уровень), создание защитных лесов и выделение ОЗУ. Успешность их применения на региональном уровне заметно занижена по ряду причин, основными из которых являются:
- локальность, недостаточная площадь, отсутствие репрезентативных сетей ООПТ и экологических коридоров;
- отсутствие утвержденных административных механизмов разрешения конфликтов между природоохранной и лесохозяйственной деятельностью:
- недостаточное развитие нормативно-правовой базы, отсутствие синхронизации природоохранных требований в различных ветвях законодательства и отраслевых нормативно-технических документах (ГОСТы, СНИПы, методики, инструкции).
В регионах Северо-Запада России, в условиях низкой изученности биоразнобразия лесов, необходимо совершенствование нормативно-правовой базы природопользования в основных направлениях:
1. На федеральном уровне:
- разработка или корректировка административно-правовых механизмов (административных регламентов) для введения ограничений хозяйственной деятельности при выявлении лесных участков, имеющих ключевое значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;
- проведение программы по синхронизации требований нормативно-правовых актов и приведении их в соответствии с требованиями федерального законодательства
- разработка требований и методических указаний к проведению государственной экологической экспертизы проектов освоения лесов и лесохозяйственных регламентов с учетом требований федеральных законов в части охраны биологического разнообразия
2. На региональном уровне:
- разработка региональных и межрегиональных концепций и программ создания природоохранных (экологических) сетей для сохранения биоразнообразия;
- обеспечение проведения полнокомпонентной оценки воздействия на лесные экосистем при проведении государственной экологической экспертизы проектов освоения лесов и лесохозяйственных регламентов.


Тезисы
Последние изменения: 11 сентября 2015