Новости
28 ноября 2020
Правда ли, что клещи стали опаснее? Когда они появились в Карелии? Насколько критична ситуация с клещевым энцефалитом в республике? Ответы – в новом интервью, посвященном инвазивным, то есть чужеродным для нашей местности, видам. И, кстати, можно ли вообще считать клещей чужеродными? Рассказывает Сергей Бугмырин, заведующий лабораторией паразитологии растений и животных Института биологии КарНЦ РАН.
– Сергей, какие клещи опасны для человека в карельских лесах?
– Когда мы говорим об иксодовых клещах в Карелии, то в первую очередь подразумеваем таежного клеща (Ixodes persulcatus) и европейского лесного клеща (Ixodes ricinus). Они представляют опасность для человека, поскольку являются переносчиками ряда инфекционных заболеваний. Примечательно, что эти два вида нельзя назвать классическими чужеродными – инвазивными – видами. Они появились у нас в постледниковый период: несколько тысяч лет назад начинается заселение ими нашей территории. Но поскольку эти виды имеют важное эпидемиологическое значение, а территория их распространения в последние годы значительно расширилась, то они стали одним из объектов нашего проекта DIAS.

– Как изменилось со временем их распространение в Карелии?
– По своим ландшафтно-климатическим особенностям территория Карелии не однообразна. В южной части республики складываются благоприятные условия для развития клещей, но при продвижении на север их численность снижается. По данным исследований, проводившихся в 1950-х годах, было установлено, что северная граница распространения этих двух видов клещей проходит в Карелии по условной линии, соединяющей населенные пункты Гимолы – Паданы – Данилово. Но последние наблюдения показывают, что происходит изменение этих границ и клещи естественным путем продвигаются как в северном, так и в западном в случае таежного клеща направлении.

По данным Центра гигиены и эпидемиологии в РК во всех районах Карелии, за исключением Лоухского, регистрируются случаи нападения клещей на людей. Но только факт присасывания взрослых клещей не значит, что они обитают в этом месте. У иксодовых клещей сложный жизненный цикл, три стадии развития, и для завершения каждой нужна определенная сумма эффективных температур. А находки взрослых клещей на домашних животных или человеке в северных районах Карелии могут быть результатом пассивного заноса нимф [личинок] с птицами или млекопитающими. В настоящее время можно утверждать, что локальные очаги таежного клеща существуют и в Сегежском, и в Беломорском, и в Муезерском районах.



– Может ли неспециалист отличить один вид от другого?
– Это сложно. Если вы увидели двух отличающихся друг от друга клещей, это, скорее всего, самец и самка. Самки крупнее самцов, в голодном состоянии около 4 мм, красноватого цвета. У самцов тело полностью покрыто темным (черным) щитком. Самец тоже может питаться кровью, но в отличие от самок, длительность его питания составляет несколько минут. Также могут прикрепиться к человеку нимфы иксодовых клещей. Они более мелкие (всего 2 мм), их сложно сразу заметить, поэтому нимфы могут дольше кормиться на человеке и, соответственно, выше вероятность передачи инфекции. Например, в Европе именно нападение нимф европейского клеща на человека и животных – основная проблема и угроза. Но в Карелии нимфы редко нападают на человека.

– Есть мнение, что у нас в последние годы клещи стали опаснее, чаще передают инфекции. Так ли это?
– Не совсем. Если брать два вида иксодовых клещей, которые у нас водятся, то частота встречаемости у них клещевого энцефалита отличается более чем на порядок. У таежного клеща в природе встречаемость вируса – около 3-5%, у европейского клеща – 0.1%. Раньше на большей части территории Карелии был распространен европейский лесной клещ, поэтому и регистрация клещевого энцефалита была реже, чем сейчас, когда значительно возросла численность таежного клеща. А у него и зараженность вирусом выше.

– Почему один вид заменяет другой?
– Европейский клещ больше привязан к человеку и подсобному хозяйству. Он более теплолюбивый, менее влаголюбивый, оптимальные условия его существования – вблизи населенных пунктов, в разреженных лиственных лесах. Ему важно, чтобы были поголовья крупного скота. Раньше в Карелии в большом количестве были колхозы, совхозы, частное подворье. Скот выпасался на свободном выгуле на лесных пастбищах. Это все определяло высокую численность европейского клеща. Распространение этого вида шло за человеком. В 1950-х годах даже было сделано предположение, что постепенно с развитием в республике сельского хозяйства таежный клещ вообще исчезнет, и везде будет встречаться только европейский лесной. Но все случилось наоборот.

– Влияет ли на распространение клещей экологическая обстановка, например, свалки рядом с городами и поселками?
– Не могу сказать, влияют ли свалки напрямую на численность клещей. В теории – почему бы и нет. Пищевые отходы способствуют привлечению к свалкам мелких грызунов – прокормителей личиночных стадий клещей. Но если не будет свалок, клещи не исчезнут. Поэтому свалки – это само по себе плохо, вне связи с клещами.

– Насколько критична в Карелии ситуация с заболеваемостью клещевым энцефалитом?
– У нас нет критической ситуации. Мы живем во вполне комфортных условиях по сравнению с Дальним Востоком, например, где циркулирует именно дальневосточный генотип клещевого энцефалита. У него высокий процент летальных исходов. У нас сибирский генотип – он менее патогенен для человека, летальных исходов меньше. В Карелии только два вида клещей, которые представляют опасность. Численность их не настолько высокая. У нас короткий сезон высокой активности, который определяется маем-июнем. Нам известно, в каких местах и районах клещей много. Мы знаем правила поведения в лесу, чтобы предотвратить присасывания. И главное, у нас есть возможность сделать прививку и защититься от клещевого энцефалита как от наиболее опасной инфекции.

– Для чего вообще нужны клещи в природе?
– Если я скажу, что, чтобы нормально существовали бактерии и вирусы, это не считается? Каждый клещ – это место обитания каких-то организмов. Но ведь мы всегда думаем об объекте с позиции человеческой пользы. А в случае с клещами это сложно.
Конечно, некоторые виды беспозвоночных, например, жужелицы, могут питаться иксодовыми клещами, но нельзя сказать, что клещи – единственный или основной объект их питания. Как не основной и для птиц. Но если какой-то организм в нашей системе существует, значит, он на самом деле нужен. Он вовлечен в биологические, пищевые, энергетические сети. Что будет, если исключить клещей вообще из природы? Наверное, интересно было бы построить такую теоретическую модель биологической системы. Ранее в Карелии проводили масштабные обработки ядохимикатами. Вот только от этих обработок погибали не только клещи, но и многие беспозвоночные. В общем, оценить локальное изъятие клещей из нашей экосистемы я не берусь. Не исключен «эффект бабочки», и исчезновение, казалось бы, бесполезного объекта может привести к неожиданным последствиям.

– Как изучают клещей в КарНЦ РАН?
– Основной аспект наших исследований – это экология иксодовых клещей. В КарНЦ ведется многолетний мониторинг: мы ежегодно оцениваем численность клещей в разных биотопах, делаем прогнозы, следим за распространением клещей в Карелии, описываем основные виды инфекций и процент их встречаемости.

– Как вы оцениваете с этих позиций минувший сезон?
– По численности иксодовых клещей сезон активности был стандартным. Пик их активности приходился на первую декаду июня. Этот год не был каким-то экстремальным ни в ту, ни в другую сторону. Прошлое холодное лето также не отразилось на этом сезоне: никаких существенных сдвигов ни в активности, ни в численности клещей не наблюдалось.

Статистика сезона
• По данным Роспотребнадзора на 25 сентября 2020 г., в Карелии к медикам по поводу присасывания клещей обратились 3078 человек, в том числе 794 ребенка. Для сравнения: в прошлом году – 3779 человек, в том числе 788 ребенка.

• Первый случай зарегистрирован 29 марта у жилого дома на территории п. Харлово (Пудожский район).

• Обращения по поводу нападения клещей зарегистрированы в 16 районах и городских округах – практически во всех, кроме Калевальского и Кемского. Обращение в Лоухском районе связано с присасыванием клеща в Суоярвском районе.

• В Центре гигиены и эпидемиологии в РК исследовали 3122 клеща на пораженность возбудителями клещевых инфекций.

• Лабораторно и клинически подтверждено 15 случаев заболевания клещевым энцефалитом и 20 случаев заболевания клещевым боррелиозом.

• Специфическую профилактику против клещевого энцефалита получили 8423 человека, в том числе 2336 детей.


Напомним, КарНЦ РАН, Финский институт окружающей среды (SYKE) и Центр природных ресурсов Финляндии (LUKE) реализуют совместный проект DIAS. Его цель – сотрудничество, обмен информацией и передовым опытом в борьбе с инвазивными видами и предотвращении их распространения на территории Финляндии и Карелии. Если вы обнаружили инвазивные, то есть чужеродные, распространившиеся в результате деятельности человека, виды животных или растений в Карелии, можно сообщить о своей находке ученым по ссылке: https://dias.krc.karelia.ru/feedback.

Мы уже рассказывали о некоторых видах
Растения: недотрога железконосная, элодея канадская, борщевик Сосновского кипрей железистостебельчатый, крестовник сомнительный, люпин многолистный, овсяничник тростниковый, роза морщинистая;
Насекомые: колорадский жук, журчалка нарциссовая;
Паразиты: нематоды;
Животные: кабан , американская норка .

Фото из архива С. Бугмырина

Смотрите также:

22 марта 2024
Основные итоги научной и научно-организационной деятельности КарНЦ РАН за минувший год обсудили на заседании Ученого совета

940 научных публикаций по 223 темам научно-исследовательских работ выпустили сотрудники Карельского научного центра РАН в 2023 году. О важнейших итогах научной деятельности на заседании Ученого совета 21 марта рассказала генеральный директор Центра, член-корреспондент РАН Ольга Бахмет.
21 марта 2024
Карельскому научному центру РАН открыты тестовые доступы к полнотекстовым базам данных и электронным коллекциям

В марте 2024 года при содействии РЦНИ для сотрудников Карельского научного центра РАН открыты тестовые доступы к полнотекстовым базам данных и электронным коллекциям Wiley, De Gruyter, Euclid Prime Collection и Jaypee Professorial collection. Список доступных ресурсов размещен на странице Научной библиотеки КарНЦ РАН.
13 марта 2024
В Музее прикладных экологических исследований КарНЦ РАН проходят лекции и мастер-классы для школьников

Занятия для школьников среднего и старшего возраста, которые обучаются в профильных классах школ г. Петрозаводска, проводят специалисты Института биологии, Института водных проблем Севера и Института леса Карельского научного центра РАН. В рамках курса «Практическая биология» ученики 7-11 классов знакомятся со строением тканей растений, обитателями карельских озер, составляют гербарий и определяют животных по черепам. Проект «Практическая биология» для одаренных школьников поддержан Фондом грантов Главы Республики Карелия.
4 марта 2024
Как изменение климата влияет на характеристики морского льда, выясняют карельские ученые

Гидрологи и математики Карельского научного центра РАН разработали численную модель вод, льда и экосистем Белого моря. Она позволяет рассматривать различные сценарии трансформации ледового режима под воздействием изменения климата. Модель воспроизводит физические и биохимические процессы во льду, учитывает их многолетнюю динамику и помогает прогнозировать время образования и разрушения льда. Эта информация важна для судоходства, предотвращения загрязнения моря и повышения эффективности использования водных ресурсов.
1 марта 2024
Поздравляем Олега Максимова, научного сотрудника Лаборатории геологии и геодинамики докембрия Института геологии КарНЦ РАН, с успешной защитой кандидатской диссертации!