Новости
19 февраля 2021
XV научная конференция «Краеведческие чтения» завершилась обсуждением создания, восприятия и судеб образов Карелии. В нем приняли участие ученые КарНЦ РАН, преподаватели вузов, магистранты и представители музейного сообщества.
Организаторы XV научной конференции «Краеведческие чтения» – Национальная библиотека РК и Институт языка, литературы и истории (ИЯЛИ) КарНЦ РАН. Тема этого года – «Карелия в слове, тексте, образе»



Пандемия внесла коррективы в формат проведения: с одной стороны, участники конференции выступали онлайн и были лишены возможности пообщаться очно, с другой, благодаря прямой трансляции Национальной библиотеки РК присоединиться к мероприятию и послушать доклады могли все желающие.

Выступая на открытии 17 февраля, директор ИЯЛИ КарНЦ РАН Ольга Илюха назвала минувший год особым для истории и культуры Карелии.

– Он был наполнен юбилейными событиями, в их числе – столетие республики, в связи с которым сотрудники ИЯЛИ подготовили и выпустили книги «Народы Карелии», «Сто лет литературе Карелии», и совсем недавно в серии «Ученые – детям» вышла книга «Былины Обонежья». Эти книги пополнят фонды библиотек и, надеемся, будут служить поколениям краеведов, – сказала Ольга Илюха. – Еще один значимый юбилей прошлого года – это 90-летие Института языка, литературы и истории, который в первые годы свой работы являлся координатором всего краеведческого движения в нашем крае.

Конференция проходила в течение двух дней. Результаты исследований, посвященных Карелии, представили ученые, педагоги, преподаватели и студенты, специалисты музеев и библиотек. Участники выступали в рамках пленарного заседания и пяти секций: «Карелия в слове, тексте, образе», «Города и районы Карелии», «Культурное наследие Карелии», «Лингвистические исследования» и «Имена в истории Карелии». Всего прозвучало более 70 докладов.

Завершились «Краеведческие чтения»-2021 18 февраля проведением круглого стола на тему «Образы Карелии: создание, восприятие, судьбы». Его модераторами стали Ольга Илюха и Ирина Такала, старший научный сотрудник, замруководителя МНОЦ NORDICA ИЯЛИ КарНЦ РАН, доцент ПетрГУ.

Участники круглого столаУчастники круглого стола

– С момента возникновения карельской автономии наш регион презентировал себя как край озер, лесов, земля эпоса «Калевала». Вообще всегда акценты делались на природных красотах республики, ее историко-культурном наследии и наследии ее народов, – отметила Ирина Такала. – Долгое время история промышленного развития региона и ее территории как приграничного форпоста тоже являлись серьезным брендом республики, хотя в последнее время это уходит на дальний план.

При этом, по словам эксперта, официальные попытки поддержать «позитивный и очень лиричный» образ Карелии не всегда успешны в новых политических и экономических условиях, а также изменившемся информационном пространстве. Вырос риск появления негативных образов республики в СМИ и социальных медиа.

– Всем нам, конечно, хочется, чтобы место, в котором мы живем и которое любим, достойно и интересно выглядело в глазах других жителей России и всего мира, чтобы мы могли гордиться своим краем, чтобы не утрачивали своей национальной и региональной идентичности, чтобы истинные образы Карелии не заменялись чем-то суррогатным или образами, мало отличимыми от других регионов, – резюмировала Ирина Такала.

Исходя из этого, участникам предложили поговорить о том, как создавались раньше и как формируются сегодня образы Карелии.

Ольга Илюха представила образ Карелии в изданиях для младших школьников. Она сравнила три поколения учебников: 1881-го, 1967-го и 2010-2011 годов. В частности, ученый обратила внимание на подачу материала:

– В дореволюционном издании это принцип справочника, и патриотической интенции в нем сразу не увидишь. В советском – вполне ожидаемая идейно-воспитательная направленность, призыв любить и беречь свой край. В современном – учебно-развлекательная направленность, «сказочная» Карелия, ребенку часто предлагается воображаемое путешествие по своему краю. Констатируется патриотический статус.



Отличается и темпоральная репрезентация: в дореволюционном издании – статичное настоящее, обращение к истории; в советском – устремленность в будущее; в современном учебнике не прорисовывается поиск проекта будущего, идеалы ищутся в прошлом.

По-разному представлены проблемы в прошлом (дороги, болезни, старообрядчество, сектантство) и настоящем (экология, необходимость оставлять чистоту в лесу). В советском учебнике проблем практически нет.

– В современном учебнике заметна идея экзотизации Карелии, сочетание идей укорененности и принципа отстраненности. Этническая культура репрезентируется дважды: через книгу, а в книге – через музей, витрину, фотографию, висящую на стене. То есть стало сложно отыскать в реальности в современной Карелии позитивные образцы подходящего для младших школьников материала, несущего идеи сохранения этнической культуры, – подытожила Ольга Илюха.

Об образах Петрозаводска и Карелии в живописи, графике и дизайне рассказали представители музейного сообщества. Научный сотрудник ИЯЛИ КарНЦ РАН Юлия Литвин проанализировала образы региона в материалах интервью с карелами.



Научный сотрудник ИЯЛИ КарНЦ РАН Екатерина Захарова рассказала об образе «карельской кухни» в географических названиях. Она исследовала топонимику, связанную с гастрономической темой. Оказывается, на карте Карелии есть и «молочные» озера, и «кисельные» берега, и даже «хлеб» с «маслом».

– В нескольких словах состав карельской топонимической «продуктовой корзины» можно охарактеризовать так: рыба, злаки, репа. Здесь все более или менее однозначно: что где водится, ловится, выращивается, тем так и называется, – рассказала филолог. – Иначе дело обстоит с молоком и кисломолочными продуктами. «Молочными» могли становиться места дойки либо озера с повышенной цветностью. Например, слова информанта про озеро Молочное в Беломорском районе: «Это небольшое озеро, когда цветет, покрывается белым налетом, как молоко становится».

Тематические группы «блюда» и «кухонная утварь» Екатерина Захарова называет царством метафоры: «Мы видим, как метафорически могут передаваться свойства природных объектов: форма, размер, характер почвы, берегов, дна, цвет и прочие. Но это разнообразие блюд на топографической скатерти не характеризует наш край как богатый, сытый, с достатком. Как раз наоборот: каши, загусты, кисели часто становятся маркерами болотистых мест».

Многочисленные названия утвари (ковш, котел, блюдце, ложка и т.п.), закрепившиеся в топонимии, свидетельствуют о разнообразии форм и удивительном свойстве наших предков видеть эти формы на местности и давать им точные и говорящие названия.

По словам ученого, топонимы являются частью «навигационной карты» Карелии, которая сейчас, к сожалению, является недоступной. Одна из основных причин – утрата ключа или кода доступа – языка и, как следствие, понимания того, какие народные представления стоят за образами, использовавшимися для номинации географических объектов.



В фокусе внимания магистрантов ПетрГУ Екатерины Шестаковой и Игоря Лимана оказался проект «100 символов Карелии» интернет-портала «Республика».

Доцент Северо-Западного института управления РАНХиГС Елена Цумарова и доцент ПетрГУ Илья Соломещ проанализировали исторические, официальные и повседневные представления о регионе. Ученые обратили внимание на то, как говорят о Карелии разные акторы – политические деятели, ученые, эксперты, СМИ и местные жители.

В частности, исследователи пришли к выводу, что представление о субъектности и автономии Карелии доминирует главным образом в историческом нарративе, а в современном официальном актуализируется в основном во время празднования Дня республики и во время выборов. На повседневном уровне значимость автономии не артикулируется. Жители Карелии склонны отождествлять себя в большей степени с природой и территорией, чем с этноисторическим и политическим пространством региона.

Завершился круглый стол дискуссией, по итогам которой участники пришли к выводу, что тема образа Карелии неисчерпаема и ее обсуждение должно продолжиться, в том числе на новых площадках.

Использованы фото с сайта Национальной библиотеки РК и кадры видеотрансляции .

Смотрите также:

26 февраля 2021
Ученые продолжают знакомить жителей Карелии с инвазивными чужеродными видами растений в рамках международного проекта DIAS. Один из наиболее агрессивных из них – хорошо известный многим люпин многолистный. Это растение с красивыми цветками хорошо приживается на бедных почвах и вытесняет аборигенные виды, среди которых могут встречаться находящиеся под угрозой исчезновения. В некоторых случаях люпин может быть опасен и для человека.
25 февраля 2021
Международное сотрудничество Института геологии КарНЦ РАН успешно продолжается, несмотря на пандемию. Ярким примером этого стал международный вебинар «Lithosphere of the Fennoscandian and the Indian Shields: formation from Archean to Recent» , организованный 24-25 февраля Институтом совместно с его надежными партнерами из Бунделкхандского университета (Индия).
25 февраля 2021
Открытие гастрономической студии в деревне Мегрега Олонецкого района Карелии стало кульминацией международного проекта «Калитка – развитие приграничного гастрономического туризма», ведущим партнером которого является Институт экономики КарНЦ РАН.
24 февраля 2021
Ученые Карельского научного центра РАН выступили с видеолекциями в рамках республиканского фестиваля науки для школьников "Science Party".
22 февраля 2021
Сотрудники Института экономики КарНЦ РАН разработали децентрализованную модель энергоснабжения для Арктики. Более десяти лет ученые ведут исследования в области возобновляемой энергетики, которая сможет обеспечить энергетическую независимость северных периферийных регионов и будет безопасна для окружающей среды.