Одним из соавторов статьи стал Данила Панченко, старший научный сотрудник лаборатории зоологии Института биологии КарНЦ РАН. Он специализируется на изучении копытных на Северо-Западе России: северного лесного оленя, лося, косули, кабана.
— Проблема линейных объектов очень насущна для России. На наших больших пространствах существует сеть дорог разного уровня, в том числе железные дороги, автомагистрали. У нас развита горнодобывающая промышленность, нефтегазовая отрасль, а нефтепроводы и газопроводы являются существенным препятствиями для миграции. При строительстве таких объектов необходимо учитывать миграционные пути животных, - рассказал зоолог. Ярким примером такого воздействия является популяция дикого северного оленя, которая в начале XX века была разделена Мурманской железной дорогой.
Другая проблема таежной зоны — вырубка лесов в предпочитаемых копытными местах обитания. Высоковозрастные леса – ягельники, беломошники - очень важны для северного оленя: в них он укрывается от опасностей и находит корм. В результате сведения лесов уничтожаются большие участки леса, которые раньше были местами гона и отела оленей. Такая ситуация, к примеру, сложилась на границах вокруг Костомукшкого заповедника.

— Дикий северный олень Европейской части России внесён в Красную книгу РФ. Миграции очень важны для него, это необходимая часть жизни животных. Оленю нужна смена местообитаний, летних участков на зимние. И если миграции нарушаются в результате каких-то причин, звери не могут переходить в места обитания, в которых им комфортно. Если не обращать внимания на миграции, это приведёт к ухудшению состояния отдельных группировок и угрозе виду в целом, - пояснил ученый.
Решить проблему призвано картирование. Международная группа учёных выступила с Глобальной инициативой по миграции копытных животных (GIUM). Она предполагает создание атласа, которым можно будет руководствоваться при планировании строительной, добывающей или лесохозяйственной деятельности так, чтобы они не мешали миграциям. При этом, отмечает Данила Панченко, речь не идёт о запрете прокладки дорог или газопроводов:
— Можно корректировать проекты строительства: учитывать миграции и делать переходы – подземные, наземные. Такие технологии давно разработаны и широко используются в мире.
Создание атласа требует объединения усилий учёных из разных стран. Из видов, обитающих в Карелии, в него планируется включить пути перемещений лесного северного оленя и лося. Со стороны России в подготовке инициативы также приняли участие исследователи из Сибири.

О сроках появления атласа говорить пока рано. В публикации Science была обозначена проблема и заявлено о необходимости развития сотрудничества в этой деятельности. Далее специалисты займутся конкретными работами для формирования цифрового атласа. Ученые из разных стран будут присылать информацию по перемещению животных на основе различных данных.
— Мы применяем различные методы исследований, как классические, например, зимние учёты, так и относительно новые – генетические исследования группировок. Проводим мечение, изучаем перемещение животных по Карелии и на Кольском полуострове с помощью спутниковых ошейников, — рассказал Данила Панченко.
Угрозу оленю представляют не только нарушения миграционный путей. Беспокойство животных — также важный фактор, влияющий на состояние группировок. Так, острова крупных озёр севера Карелии — одни из предпочитаемых мест обитания лесного оленя летом. Туда звери приходят, избегая гнуса, хищников. На островах часто происходит отел. Но в последние десятилетия туристы все чаще заселяют острова, беспокоя животных и заставляя их уходить. Нерешенной проблемой и серьёзной угрозой для животных до сих пор остается браконьерство. Эти проблемы может помочь решить просвещение местных жителей и туристов, разработка правил поведения в той или иной местности, создание особо охраняемых природных территорий, а также меры по усилению контроля охотничьих угодий и борьбы с незаконной охотой.