– Этой зимой сложились сложные климатические условия: выпало очень много снега, животные испытывают большие трудности с перемещением, быстро устают и далеко не ходят. Образовавшийся наст облегчил задачу хищникам и браконьерам. Охотники знают места обитания животных, и с учетом стадности оленя добыть большое количество животных за раз не составляет для них большого труда. Именно сейчас – самый пик браконьерства: наст окреп, и это удобное время для незаконной охоты на снегоходах. Браконьеры не думают о том, что животным тяжело ходить, а беременные самки оленя и лося уже на сносях и готовятся к отелу, который начнется в мае, – рассказал по возвращении Данила Панченко.
Результаты браконьерской охоты ученый видел не раз: в ходе своей исследовательской и природоохранной деятельности он выезжает в экспедиции и рейды с инспекторами. Кроме того, лаборатория зоологии ИБ КарНЦ РАН проводит экспертизу останков животных в рамках расследования возбуждаемых правоохранителями дел по фактам незаконной охоты. В начале марта карельские СМИ сообщили о том, что в Кемском районе обнаружены останки пяти краснокнижных оленей. По словам эксперта, до этого случая и позднее в том же районе были найдены шкуры и копыта еще как минимум четырех животных. Не исключено, что жертв этого случая браконьерства было больше: часть останков могло засыпать снегом, часть растащили хищники.
Северный олень занесен в Красную книгу Российской Федерации и Карелии в категории исчезающих видов. По оценкам ученых, сегодня в республике насчитывается около двух тысяч особей – это очень небольшое число для территории такого размера, и ежегодно оно сокращается.
– Браконьеров не смущает этот факт. Причем незаконно охотятся как приезжие, так и местные жители. Очень печально, что даже местные не понимают проблемы, ведь буквально за короткое время можно полностью истребить существующие стада северного лесного оленя – животного попросту не останется и мы будем рассказывать о нем только сказки. Ситуация складывается ужасающая, — говорит Данила Панченко.
Он констатировал, что на фоне ухудшающейся экономической обстановки угроза существованию редкого оленя на севере будет усиливаться. Главная проблема в борьбе с браконьерством, по словам ученого, заключается в низком контроле за обширными лесными угодьями из-за нехватки кадров.
– Необходимо усиливать контроль угодий, и эта задача должна быть решена на государственном уровне, – пояснил ученый.

Свой вклад в дело сохранения лесного северного оленя могут внести и местные жители, сообщив информацию о любых фактах незаконной охоты, в том числе выстрелах (в марте-апреле в Карелии запрещена практически вся охота). Предпринимателям в сфере общественного питания стоит быть внимательнее к поставщикам продукции и проверять документы. Поставки оленины законны только из зоны домашнего оленеводства.
Телефон оперативного дежурного по вопросам охоты Минприроды Карелии – +7 (921) 222-05-25, прямая линия лесной охраны Карелии – + 7 (8142) 55-55-80.
Важно отметить, что численность редкого животного можно восстановить – подобные примеры в истории нашего и соседнего регионов есть. В начале XX века на западе Кольского полуострова оставалось порядка сотни оленей, но после организации там Лапландского заповедника уже к середине 1960-х гг. их численность увеличилась до 12 тысяч! В Финляндии мероприятия по расселению (реинтродукция) помогли лесному северному оленю вновь заселить территории, где он ранее обитал. В Карелии еще в конце 1980-х годов насчитывалось около 6,5 тысячи животных, но большой урон численности нанес расцвет браконьерства в 1990-е годы. Сегодня еще есть возможность остановить стремительное сокращение численности редкого животного и добиться ее восстановления, но для этого необходимы решительные меры со стороны органов власти, а также понимание проблемы и поддержка населения.
Фото из архива Д. Панченко