Новости
9 мая 2022
Не один десяток лет выдающийся ученый Владимир Шубин посвятил изучению восстановления леса на вырубках. Но однажды пересечение вырубки могло стоить ему жизни. В 1944 году, на Ленинградском фронте, в темноте командир пулеметного взвода Владимир Шубин первым пошел по заминированному участку леса, чтобы проложить тропу к штабелю с бревнами, из которых предстояло соорудить укрытия. Схемы минирования он не знал, а на другой стороне вырубки, буквально через 400 метров, проходила линия обороны врага...
Владимир Иванович Шубин – ученый с мировым именем, один из крупнейших специалистов в области лесовосстановления и лесной микологии. 65 лет он посвятил изучению карельских лесов. Но его научному пути предшествовали тяжелые и страшные военные годы: в 17 лет, не окончив десятого класса школы, юноша был призван на фронт. После пулеметного училища он участвовал в боях на Ленинградском и 2-м Белорусском фронтах, Кенигсбергской операции и дошел до Германии. На войне нередко лишь случай спасал его от снайперской пули или осколков мины.

Проработав всю жизнь в Институте леса КарНЦ РАН, Владимир Иванович вышел на заслуженный отдых в 2019 году, будучи старейшим сотрудником, а в 2020-м его не стало. Дочь Владимира Шубина, Надежда Михайлова, также биолог по образованию, поделилась с нами фотографиями и воспоминаниями отца о детстве и военных годах. И сегодня, в День Победы, наш рассказ посвящен этому этапу жизни известного карельского лесовода.

Исакогорка. Перед войной

Владимир Шубин родился 29 октября 1925 года на станции Исакогорка в Архангельской области. По его воспоминаниям, в конце 1930-х годов чувствовалась неизбежность войны с Германией и необходимость к ней готовиться. Обязательны были нормы ГТО, много внимания в школе уделялось стрельбе из мелкокалиберной винтовки и бегу на лыжах.

«Стрельбище, открытое, было оборудовано около клуба. На лыжах бегали по безлесому болоту против школы. Кроме уроков сами устраивали соревнования в беге на 3–5 км. В школе каждый мог получить лыжи и палки на всю зиму. Тренера по лыжам не было, учились по литературе сами», – писал Владимир Иванович.

22 июня 1941 года школьник был у родственников на станции Лепша. Буквально через день-два там начали формировать состав для призванных в армию из ближайших деревень. «Обстановка была тяжелая, многие женщины плакали». Позднее на фронт отправился и отец Владимира Шубина, Иван Александрович. В 1942 году он пропал без вести.

В 1941 году в родной Исакогорке Володя Шубин устроился на работу в рыбацкую артель, состоявшую из трех рыбаков. Они научили мальчика тонкостям промысла. И, когда мужчинам пришлось оставить рыбацкое дело для службы на железной дороге, школьник сам собрал артель из одноклассников, а в следующем сезоне к ней присоединился и местный учитель физики. Участники артели могли получать рабочие карточки на продукты.

«Некоторые ребята, проработав один – два месяца, увольнялись. Работа с неводами не была легкой, тяжело было выносить рыбу по лесным тропинкам, не было соответствующей одежды и обуви».

Школьники помогали колхозам копать картошку, кололи дрова. С началом войны старшеклассники патрулировали железнодорожные пути, на которых стояли составы. Зимой 1941–1942 гг. в школе организовали группы из ребят, которые ходили на лыжах от станции к станции и рассказывали жителям разъездов новости о положении на фронте.


Школу в Исакогорке Владимир Шубин с одноклассниками окончить не успели, аттестаты вручили родителям

«Первый раз Архангельск немцы бомбили с 24 на 25 августа 1942 г. В это время мы ловили рыбу на озере Бабьем. Вечером, когда стемнело, небо осветилось прожекторами, вспышками разрывов снарядов и заревом пожаров. Мы подумали, что бомбят Исакогорку. Поэтому утром, как только рассвело, отправились домой. Нашу станцию немцы еще ни разу не бомбили, но, когда пролетали над ней их самолеты, по ним стреляли зенитные орудия. При этом хорошо было слышно, как падали осколки снарядов на железные крыши стоящих на путях вагонов».

Война не дала Владимиру Шубину окончить школу: в декабре 1942 года ему пришла повестка явиться в военкомат 13 января.

«Накануне призыва в школе у директора, только для призывников, организовали застолье с выпивкой разведенного спирта. Призвали всех, в том числе Борзоногова, который хромал с детства. В 1946 г., после демобилизации, я узнал, что он служил на аэродроме и погиб при несчастном случае».

«Ребята отметили, что я счастливый»

Сначала призывник попал в Архангельское военно-пулеметное училище. После его окончания в феврале 1944 г. его ненадолго направили в офицерский запасной полк, а затем на Ленинградский фронт – в 1236-й стрелковый полк 372-й Новгородской дивизии 8-й армии, который находился на плацдарме, захваченном врагом на западном берегу реки Нарва. Перед армией стояла задача обойти с юго-востока и освободить город Нарву.

Взвод на передовой, в который командиром прибыл Владимир Шубин, состоял из 11 человек: пятеро составляли расчет станкового пулемета, двое – ручного пулемета, четверо – противотанкового ружья. Группа располагалась рядом с железнодорожной насыпью, за которой находилась высота, занятая врагом.

«Немцы находились с трех сторон: впереди за дорогой, на высоте (примерно на расстоянии 400 м), слева по дороге (на расстоянии около 100 м) и сзади (за открытым болотом, в лесу, на расстоянии около 500 м)»

Владимир Шубин вспоминал, что на насыпи лежали тела убитых. Под обстрелом и прицелом снайперов похоронить их возможности не было, и после смерти солдаты продолжили прикрывать товарищей.

«Снайпер постоянно держал под прицелом весь участок. В этом я убедился в первые дни, когда, проверяя состояние ручного пулемета, приподнял голову выше прикрытия. Сразу последовал выстрел, но пуля прошла мимо. Ребята отметили, что я счастливый, и, действительно, мне здорово повезло в первый, но не в последний раз. Кроме снайпера, взвод почти каждый день обстреливали из минометов. Иногда мины разрывались так близко, что запах от взрывов проникал в укрытия, но прямых попаданий не было».

На участке, который немцы окружили с трех сторон, взвод не мог даже обороняться. Люди устали от постоянного напряжения, холода и голода. Но оставить позицию не было возможности – это могло быть расценено как нарушение приказа «ни шагу назад». Немцы на высоте громко включали советские песни и призывали сдаться в плен.

Командир пулеметного взвода лейтенант Владимир Шубин
Командир пулеметного взвода лейтенант Владимир Шубин

В конце марта взвод Владимира Шубина вывели с передовой и расформировали. Его назначили командиром нового стрелкового взвода из 30 человек. На следующее же утро немцы начали наступление. Взвод занял оборону по краю леса вдоль сплошной вырубки шириной около 400 м. На другой стороне проходила вражеская линия обороны. Солдат предупредили, что вырубка заминирована, но схемы не было. На вырубке в штабелях лежала оставленная заготовленная древесина – она могла послужить материалом для изготовления укрытий, так как копать окопы в том месте было бесполезно – они сразу заполнялись водой. Первым по заминированному участку за бревном пошел командир.

«Мне пришлось рисковать и с наступлением темноты пройти до штабеля и принести бревно, а потом, по моим следам, вынесли остальные бревна. Из них сложили укрытия высотой около 1,5 м с плоской крышей, щели между бревнами заткнули мхом, а внутри настелили еловые ветки».

Днем враг обстреливал взвод из ротного миномета, по ночам – ракетами. К счастью, звук выстрела был хорошо слышен, и наши солдаты успевали укрыться, а сами мины зачастую разрывались еще наверху при ударе о деревья. Однажды взвод попал под обстрел своей дивизионной разведки – ночной авиации, возвращавшейся с задания: осколками ранило нескольких человек. Через две недели взвод вывели с передовой.

Взятие Выборга

В июне 1944 года Владимир Шубин принимал участие в Выборгская наступательной операции. Ее осуществляло правое крыло Ленинградского фронта при содействии Балтийского флота, Ладожской военной флотилии. Целью операции было разгромить войска финской армии на Карельском перешейке и восстановить государственную границу.

«Стало известно, что нам предстоит наступать по Карельскому перешейку на финские укрепления, известные как Линия Маннергейма. Подготовка к операции включала некоторые особенности, связанные со спецификой условий, в которых нам предстояло воевать. <…> Тактические занятия проводили на холмистой лесной местности с сооружением ДЗОТов в обороне условного противника. Занятия сопровождались стрельбой боевыми патронами, минами и снарядами. Были и несчастные, с гибелью людей, случаи».

Открытка домой с Карельского перешейка, 21 июня 1944 г.
Открытка домой с Карельского перешейка, 21 июня 1944 г.

Наступление на Карельском перешейке началось 10 июня 1944 года с обработки обороны противника артиллерией и самолетами. Пулеметная рота, в составе которой находился взвод Владимира Шубина, в тот же день начала движение за наступающими частями, проходя через разрушенную линию обороны. Шли колоннами, ночевали в лесу – спали на ветках деревьев, прикрывшись плащ-палатками. В один из дней рота попала под авиационный обстрел: Владимир Шубин и еще несколько человек успели добежать до сгоревшего дома и укрыться в фундаменте, но бомба упала на обоз, двигавшийся за ними. Периодически оборонявшиеся и хорошо маскировавшиеся финские войска устраивали обстрелы, в результате которых наступающие части несли серьезные потери.

«В первый же день в роте автоматчиков были убиты и ранены командир роты и два командира взвода, заменившие его. В лесу командир роты с группой управления вынужден находиться на небольшом от роты расстоянии и его легко было обнаружить снайперам. Оставшийся командир 3-го взвода, на фланге которого я двигался с пулеметным расчетом, стал командовать ротой, находясь в цепи, и дошел до Выборга».

Город был взят за один день – 20 июня. После Выборга часть двинулась далее в северо-западном направлении. Пребывание на передовой постоянно угрожало жизни. Однажды ночью начался обстрел минами и снарядами.

«Под утро я пришел в домик и лег на полу у стены. Проснулся от разрыва мины. Оказалось, что, когда я спал, пришел командир расчета и лег рядом. Осколок мины попал в него. Вызвав санитаров, побежал к пулеметам. Интенсивность обстрела была очень высокой. Подбежав к окопу, увидел, что оба пулеметчика лежат на дне окопа, а рядом упавший на них пулемет. Травмы у них были закрытые и серьезные. Обстрел продолжался, я побежал к другому пулемету, там все было нормально. Побежал в погреб, где укрывались бойцы, чтобы заменить раненых пулеметчиков. Подбегая к ближнему со стороны финнов погребу, увидел, что участок перед входом оголен. Ускорил бег и прыгнул ко входу. Снайпер стрелял в меня в момент прыжка, и пуля только слегка задела ногу».

В этот момент в погребе находилось 15 человек. Его обстреливали из орудий, вход держал под прицелом снайпер. Несколько снарядов разорвалось рядом, было прямое попадание – стены выдержали. Каждый следующий выстрел мог стать для всех последним, но обстрел завершился.

Владимир Шубин награжден медалью "За отвагу" за участие в боях на Карельском перешейке

За участие в боях на Карельском перешейке Владимир Шубин был награжден медалью «За отвагу».

«О войне папа говорил редко»

В конце 1944 года Владимир Шубин воевал на 2-м Белорусском фронте, в начале 1945-го участвовал в боях в Польше и Восточной Пруссии, в том числе в Восточно-Померанской наступательной операции, в ходе которой был освобождён Данциг. Война для Владимира Шубина завершилась в Германии. Помимо медали «За отвагу», он награжден медалью «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией» и орденом Отечественной войны II степени. О том периоде почти не осталось его воспоминаний.

«О войне папа вообще говорил редко и неохотно», – отмечает Надежда Владимировна Михайлова. В истории ее семьи Великая Отечественная оставила глубокий след: один дедушка пропал без вести, второй вместе с супругой провел в блокадном Ленинграде страшную зиму 1941–1942 гг. и был вывезен по Дороге жизни, отец не раз был на волосок от гибели, а мама, Валентина Тарасовна, в годы войны находилась в осажденном Сталинграде.

Передняя Померания, 1945 год
Передняя Померания, 1945 год

Демобилизовался Владимир Шубин в 1946 году. Вернувшись из Европы, он поступил в Архангельский лесотехнический институт, после его окончания – в аспирантуру Карело-Финского филиала Академии наук СССР. В 1956 году защитил кандидатскую диссертацию и начал свой долгий и очень плодотворный научный путь.

Профессор, доктор биологических наук, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный лесовод КАССР, в разные годы он возглавлял Институт леса и одну из ведущих его лабораторий – лесовосстановления и защиты леса. Его труды, а это десятки монографий и сборников, более двух сотен научных публикаций, известны не только коллегам-ученым в разных странах мира, но и, казалось бы, далеким от науки жителям Карелии. Книга Владимира Шубина «Грибы северных лесов» выдержала пять изданий и имелась в домашней библиотеке, наверное, в каждой семье республики. В 2009 году в соавторстве с его ученицей и коллегой Ольгой Предтеченской был выпущен цветной справочник грибника «Грибы съедобные, ядовитые, охраняемые».

Владимир Иванович Шубин – доктор биологических наук, профессор, заслуженный лесовод КАССР, заслуженный деятель науки Российской Федерации
Владимир Иванович Шубин – доктор биологических наук, профессор, заслуженный лесовод КАССР, заслуженный деятель науки Российской Федерации

Труды Владимира Ивановича известны не только в научных кругах
Труды Владимира Ивановича известны не только в научных кругах

Владимира Ивановича Шубина не стало 5 ноября 2020 года. Выдающийся ученый ушел на 96 году жизни, оставив после себя научную школу, талантливых последователей и важнейшие результаты исследований о том, как живет и восстанавливается лес.

Подробнее о научной биографии и достижениях Владимира Шубина можно прочитать в очерке коллег, опубликованном в журнале «Труды КарНЦ РАН» в январе 2021 г.

Смотрите также:

Ирма Муллонен на заседании Президиума РАН
18 апреля 2024
Открытый корпус вепсского и карельского языков ВепКар — один из важнейших инструментов сохранения национальных языков

На заседании Президиума РАН в Москве обсудили вопросы фундаментальных проблем лингвистики и задачи корпусных исследований языков. Ученые Института языка, литературы и истории (ИЯЛИ) КарНЦ РАН Ирма Муллонен и Ирина Новак представили основные результаты работы над Открытым корпусом вепсского и карельского языков (ВепКар), которые ведутся в Карелии 15 лет. На сегодняшний день в базе содержится 6 тысяч текстов разного размера.
Красная книга Республики Карелия, издание 2020 года. Фото: Служба научных коммуникаций КарНЦ РАН
17 апреля 2024
Лекторий по Красной книге состоялся в КарНЦ РАН

15 апреля, в День экологических знаний, в Научной библиотеке Карельского научного центра РАН состоялся тематический лекторий о Красной книге. На нем выступили ученые Института биологии КарНЦ РАН Олег Кузнецов и Александр Артемьев. В лектории приняли участие и карельские дизайнеры Маарит Рожина и Алена Савичева. Они продемонстрировали уникальную коллекцию одежды и аксессуаров, на создание которых их вдохновила Красная книга Карелии и Красная книга России.
Ирина Зуева, научный сотрудник лаборатории геофизики Института геологии КарНЦ РАН
16 апреля 2024
Поздравляем Ирину Зуеву, научного сотрудника лаборатории геофизики Института геологии КарНЦ РАН, с успешной защитой кандидатской диссертации!
Фото сотрудников лаборатории агротехнологий «Вилга» Отдела комплексных научных исследований КарНЦ РАН
15 апреля 2024
Сотрудники лаборатории агротехнологий «Вилга» изучают запасы и потоки углерода в агроландшафтах

Карельские ученые занимаются оценкой цикла углерода на осушенных торфяных почвах. Исследование таких агроландшафтов является важной задачей для понимания углеродного баланса и других экологических процессов на территориях с разным типом землепользования. Работа ведется в рамках ВИП ГЗ «Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ»*
Сергей Коломейчук, старший научный сотрудник лаборатории генетики Института биологии КарНЦ РАН
12 апреля 2024
Вечерний синий свет вредит здоровью человека

Ученые установили, что воздействие синего спектра света перед сном приводит к увеличению уровня гормона стресса кортизола и риску ожирения из-за нарушения циркадных ритмов. Статья российского коллектива исследователей опубликована в престижном международном журнале Biology. Среди авторов — Сергей Коломейчук, старший научный сотрудник лаборатории генетики Института биологии КарНЦ РАН. Вместе со специалистами Тюменского государственного медицинского университета он участвует в проекте «Свет Арктики». Ученые разрабатывают и внедряют научно-обоснованные технологии автоматически настраиваемого освещения в жилых помещениях и на рабочих местах в районе Крайнего Севера.