14 июля 2022
Ученые проследили связь глаукомы с повышенным холестерином. По данным исследователей, гибель клеток сетчатки глаз негативно влияет на восприятие света, что приводит к нарушению суточных ритмов и, как следствие, проблемам с липидным обменом. Обнаружено, что повышение холестерина более вероятно при определенной вариации гена CLOCK. Эта информация важна для развития персонифицированного лечения заболевания.
Коллектив российских ученых из Тюмени, Москвы, Санкт-Петербурга и Петрозаводска продолжает исследование факторов, сопутствующих глаукоме – глазному заболеванию, при котором происходит повреждение или гибель нейронов сетчатки. Ранее эксперты выяснили, как полиморфизм одного из генов связан с изменением суточного ритма внутриглазного давления при глаукоме, а также доказали эффективность внешнего мелатонина при лечении заболевания. В новом исследовании фокус внимания ученых был сосредоточен на связи глаукомы с нарушением липидного обмена. Результаты работы опубликованы в престижном международном журнале Applied Sciences.

– Известно, что в регионах, где наблюдается сильное сезонное изменение освещенности, риск глаукомы кратно возрастает. Для нашей страны это более чем актуально. Внешние изменения вызывают внутренние, а именно изменения сетчатки глаза. И организм подстраивается под них за счет молекулярной машины под названием «биологические часы». Она включает в себя целый оркестр генов, связанных не только с суточными ритмами, но и ответственных за синтез белков, углеводного и липидного обмена, – пояснил один из авторов исследования Сергей Коломейчук, старший научный сотрудник лаборатории генетики Института биологии КарНЦ РАН.

Липиды, которые могут находиться либо в твёрдом состоянии (жиры), либо в жидком (масла), играют важную роль. Их расщепление дает энергию, они обеспечивают защитную роль тканей, участвуют в проведении сигналов между нейронами и других процессах. Но избыток определенных жиров может привести к образованию атеросклеротических бляшек и тромбов и стать губительным для человека.

Авторы исследования изучили, как изменения липидов у больных глаукомой зависят от потери клеток сетчатки глаза. Для этого у группы пациентов из 114 человек в клинических условиях трижды в день брали анализ крови. Рассматривался уровень общего холестерина, липопротеинов низкой плотности (считается, что именно они приводят к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, поэтому их называют «плохим» холестерином), липопротеинов высокой плотности («хороший» холестерин) и триглицеридов, ответственных за энергетическую функцию.

В результате измерений ученые проследили нарушения липидного обмена у больных с прогрессирующей глаукомой. Наиболее заметной связь оказалось в случае потери 15 и более процентов нейронов сетчатки глаза. При этом «хороший» холестерин и триглицериды повышаются в утренние часы, а уровень общего и «плохого» – по вечерам.

– Накопление липидов в вечернее время особенно критично. Человек, как правило, уже находится в состоянии покоя, жиры не используются и, соответственно, не утилизируются. Организм вынужден их откладывать про запас, накапливать. Это приводит к нарушению липидного обмена и риску негативных последствий, – отметил Сергей Коломейчук.

Исследование проводится по гранту РФФИ под руководством профессора кафедры биологии Тюменского государственного медицинского университета Дениса Губина. Помимо коллег из тюменского вуза, в проекте принимают участие ученые Национального медицинского исследовательского центра глазных болезней, Томского национального исследовательского медицинского центра РАН и Карельского научного центра (КарНЦ) РАН. Сергей Коломейчук обеспечивал генетическую составляющую исследования. Он проанализировал связь полученных результатов с геном CLOCK – одним из основных генов суточных ритмов.

– Этот ген был открыт в 1997 году и не раз становился мишенью для фармакологической коррекции. Он связан с метаболизмом липидов, и его дефект приводит к ускоренному набору веса. Ген CLOCK полиморфный, то есть имеет несколько однонуклеотидных замен. Одна из них в концевой нетранслируемой области данного гена оказалась связана с увеличением холестерина. Речь идет о мажорной гомозиготной аллели (TT). Именно у носителей этого генотипа наблюдалось вечернее повышение «плохого» холестерина, – рассказал ученый.

По словам исследователя, теперь эта находка требует подтверждения на большей выборке пациентов. Впоследствии информация может открыть новые возможности для персонифицированного лечения больных глаукомой. В этом случае предварительный генетический анализ и определение варианта гена послужат показанием к применению корректирующей терапии по снижению уровня липидов.

Совет ученого

Знать о негативном влиянии нарушения суточных ритмов на липидный обмен важно не только тем, кто имеет хронические заболевания. С проблемами в виде набора веса, повышения уровня холестерина и прочими могут столкнуться и относительно здоровые люди, игнорирующие режим сна и бодрствования. Чтобы дольше оставаться здоровыми, соблюдайте режим дня, спите не менее 7 часов в сутки, старайтесь ложиться не позднее 23.00. Перед сном воздержитесь от углеводной пищи, алкогольных и кофеинсодержащих напитков, не пользуйтесь гаджетами, а ночью избегайте ярких источников света.