Новости
Фото: С.М. Прокудин-Горский. Австро-венгерские и германские пленные на строительстве Мурманской железной дороги. Олонецкая губерния, 1916 г. Источник: Библиотека конгресса (США)
21 июля 2022
Беломорско-Балтийский канал мог быть построен на 18 лет раньше силами военнопленных Первой мировой войны. Турецкие подданные участвовали в создании завода по производству азотной кислоты в Кондопоге. Эти и другие факты о пребывании военнопленных в Карелии в 1915–1918 годах нашли свое отражение в исследовании научного сотрудника Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН Александра Кривоноженко.
Историк Александр Кривоноженко занимается изучением социально-экономического положения крестьянства в Карелии в конце XIX – начале XX веков.

– Большое влияние на положение населения Карелии в начале прошлого века оказала Первая мировая война. С одной стороны, на фронт были мобилизованы тысячи мужчин. С другой, в Олонецкую губернию хлынул поток военнопленных. Их появление в таком количестве в первую очередь было связано со строительством Мурманской железной дороги. В итоге они пусть и временно, но существенно повлияли на демографическую ситуацию. На некоторых территориях численность пленных почти в 5 раз превышала число местных мужчин, ушедших на фронт, – рассказал ученый.

В июне в научном журнале «История» вышла статья Александра Кривоноженко о взаимоотношениях военнопленных и местного населения в Карелии в период Первой мировой войны. Проанализировав архивные данные, многие из которых опубликованы в работе впервые, историк установил численность принудительно работавших пленных в регионе и их государственную принадлежность. Так, к концу 1916 года к различным работам в Карелии были привлечены порядка 35 тысяч взятых в плен. При этом общая численность всех военнопленных в регионе была еще выше.

Установлено, что среди пленных были представители как минимум 11 национальностей. На словаков, боснийцев и русинов приходилось по 0,5%. Несколько больше было хорватов (1,4%), украинцев (2,8%), румын (2,3%) и немцев из Германии (3,2%). Поляков, и австро-венгерских, и германских, насчитывалось 6%. Доля австрийцев и чехов составляла 15,7% и 14,7% соответственно. Больше половины пленных являлось венграми – 52,5%. Историк установил взаимосвязь между национальностью и характером работы находящихся в плену. Например, в конюшнях при Александровском заводе, стратегически важном оборонном предприятии, работали лишь славяне. Минимальным в регионе было присутствие турецких пленных. Они участвовали лишь в строительстве завода по производству азотной кислоты в Кондопоге – еще одного предприятия, где активно привлекался труд военнопленных.

Бараки военнопленных
Фото: С.М. Прокудин-Горский. Бараки военнопленных. Олонецкая губерния, 1916 г. Источник: Библиотека конгресса (США)

Судя по первым свидетельствам появления военнопленных в олонецкой деревне, местные крестьяне отнеслись к ним с недоверием и страхом, но вскоре эти чувства сменились интересом и даже жалостью. До постройки бараков иностранцы жили в крестьянских домах, причем хозяева не могли отказаться от такого соседства, и покупали продукты в крестьянских лавках. Есть сведения о нескольких фактах брака или сожительства с местными женщинами. В архивах не обнаружено упоминаний о конфликтах между местными крестьянами и военнопленными.

– Но было бы ошибкой переоценивать степень лояльности карельских крестьян к военнопленным. Так, если крестьяне замечали их на дорогах вдалеке от строительства, то сообщали об этом полицейским чинам или самостоятельно задерживали сбежавших, многие из которых, стремясь в Финляндию, зачастую передвигались по лесам ночами, – отметил ученый.

С.М. Прокудин-Горский (справа) в сопровождении железнодорожного инженера и военнопленных
На фото С.М. Прокудин-Горский (справа) в сопровождении железнодорожного инженера и военнопленных на подъезде к Петрозаводску. 1916 г. Источник: Библиотека конгресса (США)

Ранее историк также проследил практику применения труда военнопленных в Карелии во время Первой мировой войны. Их участие в сооружении Мурманской железной дороги широко освещено, но в других сферах оказались пробелы. Ученый нашел в архивах предложения земств и руководства Олонецкой и Архангельской губерний по использованию труда пленных в некоторых инфраструктурных проектах и в сельском хозяйстве.

Например, в очередной раз поднимался вопрос о сооружении канала для связи Белого и Балтийского морей. Планы по его постройке разрабатывались с начала XIX в. и поддерживались как в олонецкой, так и в архангельской администрациях. В войну решение проблемы сообщения с северными морями стало одной из главных государственных задач. В сентябре 1914 г. купец Волков предложил построить канал за счет частных средств с привлечением труда военнопленных. Другой проект был подан в министерство 28 марта 1915 г. вице-губернатором А.Ф. Шидловским: канал также должен был сооружаться «руками военнопленных воюющих с нами государств». При этом построить его планировалось уже к осени, а до конца навигации по каналу должно было пройти до 75 млн пудов грузов. Но Министерство путей сообщения отклонило оба проекта как не имеющие достаточного обоснования. В итоге Беломорско-Балтийский канал был сооружен через 18 лет силами заключенных, и его строительство заняло более полутора лет.

Проанализировав этот и другие примеры, ученый пришел к выводу, что труд пленных, помимо сооружения железной дороги, работ на Александровском заводе и заводе по производству азотной кислоты в Кондопоге, почти не применялся в Карелии. Среди причин – нежелание центральных властей расходовать средства на крупные проекты, дублирующие железную дорогу, позиция губернской администрации, противившейся дополнительному притоку военнопленных в Карелию, в том числе, из-за продовольственного кризиса, а также особенности хозяйственного уклада крестьянского населения края. Единственным успешным, хотя и ограниченным применением рабочей силы в виде военнопленных стал городской огород в Петрозаводске. Он был разбит на окраине города на средства местного самоуправления в мае 1916 г. для смягчения продовольственного кризиса и торможения роста цен. С самого начала к работам на нем привлекалось от 9 до 17 пленных австро-венгров.

Научный сотрудник ИЯЛИ КарНЦ РАН Александр Кривоноженко
Научный сотрудник ИЯЛИ КарНЦ РАН Александр Кривоноженко

– Проблема социально-экономического развития России в годы Первой мировой войны – сложная и многогранная. Наличие пленных сыграло заметную роль в жизни многих тыловых губерний. Они внесли видимый вклад в экономику России, имели определенное значение в развитии культуры в городах и, конечно, сыграли важную роль в Гражданской войне. Неслучайно отправка пленных из Олонецкой губернии в 1918 году шла ускоренными темпами – с севера уже наступали интервенты. Поэтому пребывание пленных в российском тылу – одна из главных проблем для историков, изучающих социально-экономическое развитие страны в период Первой мировой войны, – подытожил Александр Кривоноженко.

Смотрите также:

Н.Н. Филатов
24 апреля 2024
На заседании Ученого совета КарНЦ РАН рассказали о трехсотлетней истории изучения озер и исследований древнейших горных пород

23 апреля состоялось заседание Ученого совета КарНЦ РАН, приуроченное к празднованию 300-летия Российской академии наук. Главный научный сотрудник Института водных проблем Севера КарНЦ РАН Николай Филатов рассказал о достижениях Академии наук в изучении озер. Директор Института геологии КарНЦ РАН Сергей Светов представил исследования основоположника русской школы петрологии Франца Левинсона-Лессинга и результаты современных изысканий в области геологии Карелии.
Исследование мерзлоты с помощью георадара. Фото А. Кабонен
22 апреля 2024
В КарНЦ РАН создадут лабораторию комплексного изучения Арктики

На базе Отдела комплексных научных исследований КарНЦ РАН организуют лабораторию по изучению Арктики. Приоритетным направлением исследований станут вопросы обеспечения экологической безопасности в арктической зоне. Лаборатория будет создана в рамках нацпроекта «Наука и университеты».
Ирма Муллонен на заседании Президиума РАН
18 апреля 2024
Открытый корпус вепсского и карельского языков ВепКар — один из важнейших инструментов сохранения национальных языков

На заседании Президиума РАН в Москве обсудили вопросы фундаментальных проблем лингвистики и задачи корпусных исследований языков. Ученые Института языка, литературы и истории (ИЯЛИ) КарНЦ РАН Ирма Муллонен и Ирина Новак представили основные результаты работы над Открытым корпусом вепсского и карельского языков (ВепКар), которые ведутся в Карелии 15 лет. На сегодняшний день в базе содержится 6 тысяч текстов разного размера.
Красная книга Республики Карелия, издание 2020 года. Фото: Служба научных коммуникаций КарНЦ РАН
17 апреля 2024
Лекторий по Красной книге состоялся в КарНЦ РАН

15 апреля, в День экологических знаний, в Научной библиотеке Карельского научного центра РАН состоялся тематический лекторий о Красной книге. На нем выступили ученые Института биологии КарНЦ РАН Олег Кузнецов и Александр Артемьев. В лектории приняли участие и карельские дизайнеры Маарит Рожина и Алена Савичева. Они продемонстрировали уникальную коллекцию одежды и аксессуаров, на создание которых их вдохновила Красная книга Карелии и Красная книга России.
Ирина Зуева, научный сотрудник лаборатории геофизики Института геологии КарНЦ РАН
16 апреля 2024
Поздравляем Ирину Зуеву, научного сотрудника лаборатории геофизики Института геологии КарНЦ РАН, с успешной защитой кандидатской диссертации!