Новости
Фото: С.М. Прокудин-Горский. Австро-венгерские и германские пленные на строительстве Мурманской железной дороги. Олонецкая губерния, 1916 г. Источник: Библиотека конгресса (США)
21 июля 2022
Беломорско-Балтийский канал мог быть построен на 18 лет раньше силами военнопленных Первой мировой войны. Турецкие подданные участвовали в создании завода по производству азотной кислоты в Кондопоге. Эти и другие факты о пребывании военнопленных в Карелии в 1915–1918 годах нашли свое отражение в исследовании научного сотрудника Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН Александра Кривоноженко.
Историк Александр Кривоноженко занимается изучением социально-экономического положения крестьянства в Карелии в конце XIX – начале XX веков.

– Большое влияние на положение населения Карелии в начале прошлого века оказала Первая мировая война. С одной стороны, на фронт были мобилизованы тысячи мужчин. С другой, в Олонецкую губернию хлынул поток военнопленных. Их появление в таком количестве в первую очередь было связано со строительством Мурманской железной дороги. В итоге они пусть и временно, но существенно повлияли на демографическую ситуацию. На некоторых территориях численность пленных почти в 5 раз превышала число местных мужчин, ушедших на фронт, – рассказал ученый.

В июне в научном журнале «История» вышла статья Александра Кривоноженко о взаимоотношениях военнопленных и местного населения в Карелии в период Первой мировой войны. Проанализировав архивные данные, многие из которых опубликованы в работе впервые, историк установил численность принудительно работавших пленных в регионе и их государственную принадлежность. Так, к концу 1916 года к различным работам в Карелии были привлечены порядка 35 тысяч взятых в плен. При этом общая численность всех военнопленных в регионе была еще выше.

Установлено, что среди пленных были представители как минимум 11 национальностей. На словаков, боснийцев и русинов приходилось по 0,5%. Несколько больше было хорватов (1,4%), украинцев (2,8%), румын (2,3%) и немцев из Германии (3,2%). Поляков, и австро-венгерских, и германских, насчитывалось 6%. Доля австрийцев и чехов составляла 15,7% и 14,7% соответственно. Больше половины пленных являлось венграми – 52,5%. Историк установил взаимосвязь между национальностью и характером работы находящихся в плену. Например, в конюшнях при Александровском заводе, стратегически важном оборонном предприятии, работали лишь славяне. Минимальным в регионе было присутствие турецких пленных. Они участвовали лишь в строительстве завода по производству азотной кислоты в Кондопоге – еще одного предприятия, где активно привлекался труд военнопленных.

Бараки военнопленных
Фото: С.М. Прокудин-Горский. Бараки военнопленных. Олонецкая губерния, 1916 г. Источник: Библиотека конгресса (США)

Судя по первым свидетельствам появления военнопленных в олонецкой деревне, местные крестьяне отнеслись к ним с недоверием и страхом, но вскоре эти чувства сменились интересом и даже жалостью. До постройки бараков иностранцы жили в крестьянских домах, причем хозяева не могли отказаться от такого соседства, и покупали продукты в крестьянских лавках. Есть сведения о нескольких фактах брака или сожительства с местными женщинами. В архивах не обнаружено упоминаний о конфликтах между местными крестьянами и военнопленными.

– Но было бы ошибкой переоценивать степень лояльности карельских крестьян к военнопленным. Так, если крестьяне замечали их на дорогах вдалеке от строительства, то сообщали об этом полицейским чинам или самостоятельно задерживали сбежавших, многие из которых, стремясь в Финляндию, зачастую передвигались по лесам ночами, – отметил ученый.

С.М. Прокудин-Горский (справа) в сопровождении железнодорожного инженера и военнопленных
На фото С.М. Прокудин-Горский (справа) в сопровождении железнодорожного инженера и военнопленных на подъезде к Петрозаводску. 1916 г. Источник: Библиотека конгресса (США)

Ранее историк также проследил практику применения труда военнопленных в Карелии во время Первой мировой войны. Их участие в сооружении Мурманской железной дороги широко освещено, но в других сферах оказались пробелы. Ученый нашел в архивах предложения земств и руководства Олонецкой и Архангельской губерний по использованию труда пленных в некоторых инфраструктурных проектах и в сельском хозяйстве.

Например, в очередной раз поднимался вопрос о сооружении канала для связи Белого и Балтийского морей. Планы по его постройке разрабатывались с начала XIX в. и поддерживались как в олонецкой, так и в архангельской администрациях. В войну решение проблемы сообщения с северными морями стало одной из главных государственных задач. В сентябре 1914 г. купец Волков предложил построить канал за счет частных средств с привлечением труда военнопленных. Другой проект был подан в министерство 28 марта 1915 г. вице-губернатором А.Ф. Шидловским: канал также должен был сооружаться «руками военнопленных воюющих с нами государств». При этом построить его планировалось уже к осени, а до конца навигации по каналу должно было пройти до 75 млн пудов грузов. Но Министерство путей сообщения отклонило оба проекта как не имеющие достаточного обоснования. В итоге Беломорско-Балтийский канал был сооружен через 18 лет силами заключенных, и его строительство заняло более полутора лет.

Проанализировав этот и другие примеры, ученый пришел к выводу, что труд пленных, помимо сооружения железной дороги, работ на Александровском заводе и заводе по производству азотной кислоты в Кондопоге, почти не применялся в Карелии. Среди причин – нежелание центральных властей расходовать средства на крупные проекты, дублирующие железную дорогу, позиция губернской администрации, противившейся дополнительному притоку военнопленных в Карелию, в том числе, из-за продовольственного кризиса, а также особенности хозяйственного уклада крестьянского населения края. Единственным успешным, хотя и ограниченным применением рабочей силы в виде военнопленных стал городской огород в Петрозаводске. Он был разбит на окраине города на средства местного самоуправления в мае 1916 г. для смягчения продовольственного кризиса и торможения роста цен. С самого начала к работам на нем привлекалось от 9 до 17 пленных австро-венгров.

Научный сотрудник ИЯЛИ КарНЦ РАН Александр Кривоноженко
Научный сотрудник ИЯЛИ КарНЦ РАН Александр Кривоноженко

– Проблема социально-экономического развития России в годы Первой мировой войны – сложная и многогранная. Наличие пленных сыграло заметную роль в жизни многих тыловых губерний. Они внесли видимый вклад в экономику России, имели определенное значение в развитии культуры в городах и, конечно, сыграли важную роль в Гражданской войне. Неслучайно отправка пленных из Олонецкой губернии в 1918 году шла ускоренными темпами – с севера уже наступали интервенты. Поэтому пребывание пленных в российском тылу – одна из главных проблем для историков, изучающих социально-экономическое развитие страны в период Первой мировой войны, – подытожил Александр Кривоноженко.

Смотрите также:

Алексей Кравченко представил педагогом образцы инвазивных растений
23 сентября 2022
Учителям биологии петрозаводских школ представили книгу «Инвазивные растения и животные Республики Карелия». Презентация для педагогов прошла 21 сентября в Карельском научном центре РАН. Ученые рассказали участникам о проекте DIAS, чужеродных видах, а также поделились опытом сотрудничества со школами.
Главный научный сотрудник Института биологии КарНЦ РАН, академик РАН Нина Немова
19 сентября 2022
Главный научный сотрудник Института биологии КарНЦ РАН, академик РАН Нина Немова избрана руководителем научного направления «Биологические науки» Карельского научного центра РАН. Процедура избрания прошла на заседании Ученого совета КарНЦ РАН 15 сентября.
Выпускница аспирантуры Эльвира Джиошвили и генеральный директор КарНЦ РАН Ольга Бахмет
16 сентября 2022
Выпускники аспирантуры Карельского научного центра РАН получили дипломы. Торжественное вручение документов об окончании аспирантуры состоялось на заседании Ученого совета КарНЦ РАН 15 сентября. В 2022 году обучение по различным направлениям подготовки успешно завершили десять молодых исследователей.
Александр Волков отвечает на вопросы д. г.-м. н. Александра Слабунова
16 сентября 2022
Шесть районов Карелии - почти 40% территории республики - входят в состав Арктической зоны РФ. Три из них были включены всего два года назад, и сегодня остро стоит вопрос их интеграции в существующие проекты развития АЗРФ. Что ограничивает возможности развития карельской Арктики? Какие факторы влияют на отток населения? Эти и другие проблемы обсуждались на заседании Ученого совета КарНЦ РАН 15 сентября. С основным докладом на нем выступил младший научный сотрудник Института экономики КарНЦ РАН Александр Волков.
Николай Филатов, председатель оргкомитета, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник лаборатории географии и гидрологии Института водных проблем Севера КарНЦ РАН
12 сентября 2022
Ученые обсуждают состояние озер и морей в условиях современных изменений климата и социо-экономического развития. Международную конференцию на эту тему проводит Институт водных проблем Севера КарНЦ РАН 12–14 сентября. Более ста экспертов из разных регионов России, а также стран СНГ делятся результатами исследований в очном и дистанционном форматах.