На открытии музея. Перед участниками выступает старший научный сотрудник лаборатории паразитологии растений и животных Института биологии КарНЦ РАН Анна Сущук
27 сентября 2022
Музей прикладных экологических исследований открылся в Карельском научном центре РАН. Он создан для популяризации результатов работы ученых, развития экологической и естественнонаучной грамотности населения и расширения знаний о природе Карелии. Экспозиции музея насчитывают более тысячи экспонатов.
26 сентября торжественно открылся Музей прикладных экологических исследований КарНЦ РАН. В событии приняли участие генеральный директор Карельского научного центра РАН, чл.-корр. РАН Ольга Бахмет, директор Ассоциации "Север-Центр", руководитель проекта по созданию музея Александра Смирнова, сотрудники институтов КарНЦ РАН, представители региональных СМИ, ведомств и профильных организаций.

– В нашем новом музее представлены экспонаты, которые рассказывают как о карельской природе, так и о работе ученых: о том, как происходит процесс научных исследований, прежде всего, в полевых условиях и лабораториях, насколько труден этот поиск и какие результаты мы получаем, – рассказала на открытии Ольга Бахмет.

По словам руководителя КарНЦ РАН, результаты многих исследований карельских ученых признаны на мировом уровне, и важно, чтобы о них знали не только российские и зарубежные коллеги, но и население в целом.

Генеральный директор КарНЦ РАН Ольга Бахмет дает интервью корреспонденту ГТРК "Карелия" Марии Лукьяновой

Музей прикладных экологических исследований создавался Карельским научным центром РАН совместно с Ассоциацией «Север-Центр» при использовании средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества с 2020 года. В создании экспозиций приняли участие научные сотрудники нескольких институтов КарНЦ РАН, в первую очередь Института леса, Института биологии и Института водных проблем Севера.

Структурно музей разделен на 15 тематических модулей, каждый из которых посвящен определенной области исследований: ботанике, зоологии, почвоведению, лесным наукам, изучению водных объектов и т.д. В экспозициях представлены объекты исследований, в том числе материалы из экспедиций, энтомологических, орнитологических, ихтиологических, дендрологических, гербарных и других коллекций институтов.

Менеджер и исполнитель проекта Александра Смирнова и Константин Басалаев

Естественнонаучные исследования карельских ученых берут свое начало с самого основания КарНЦ РАН в 1946 году. В музее можно увидеть исторические экспонаты, в том числе приборы, инструменты, плакаты, которые использовались специалистами в работе в разные годы. Помимо исторических, в музее представлены и современные технологии, мультимедиа и интерактивная часть.

В рамках открытия состоялась большая экскурсия для гостей, в ходе которой ученые подробнее рассказали о некоторых экспозициях. В первом зале старший научный сотрудник лаборатории паразитологии растений и животных Института биологии КарНЦ РАН Анна Сущук познакомила участников с исследованиями нематод, круглых червей, многие из которых являются опасными паразитами животных и растений. Старший научный сотрудник лаборатории лесного почвоведения Института леса КарНЦ РАН Гульнара Ахметова открыла модуль, посвященный почвоведению. Научный сотрудник лаборатории ландшафтной экологии и охраны лесных экосистем Института леса КарНЦ РАН Вера Тимофеева рассказала подробнее о Гербарии КарНЦ РАН, который насчитывает десятки тысяч образцов сосудистых растений, мохообразных, лишайников и грибов. В отдельном модуле музея представлены инвазивные виды растений. Старший научный сотрудник лаборатории ландшафтной экологии и охраны лесных экосистем Института леса КарНЦ РАН Анна Руоколайнен представила коллекцию грибов.

Заведующий лаборатории зоологии КарНЦ РАН Константин Тирронен представил тематический модуль
Заведующий лабораторией зоологии КарНЦ РАН Константин Тирронен представил тематический модуль

Во втором зале специалисты лаборатории зоологии Института биологии КарНЦ РАН Константин Тирронен и Сергей Симонов провели экскурсии по зоологической и орнитологической экспозициям. Руководитель лаборатории географии и гидрологии Института водных проблем Севера КарНЦ РАН Алексей Толстиков показал приборы, которые в разные годы использовались при проведении исследований водных объектов.

Напомним, в Карельском научном центре РАН также действуют Археологический музей Института языка, литературы и истории и Музей геологии докембрия Института геологии.

– Новый музей создавался для того, чтобы на базе КарНЦ РАН появилось пространство, где исследователи – специалисты в области естественных наук – могли бы рассказывать школьникам, студентам и всем заинтересованным о своей деятельности: об объектах изучения, методах и инструментах, которые они используют в работе, о важных с точки зрения науки вещах. Здесь планируется проводить классические экскурсии для групп школьников и студентов, встречи с учеными, мастер-классы и другие интересные просветительские активности, – рассказала менеджер проекта Александра Смирнова.

В первые месяцы работы посещение будет возможно по предварительной записи. Информация о начале приема заявок появится в ближайшее время на странице музея на сайте КарНЦ РАН.

Большой фоторепортаж с открытия музея смотрите в группе КарНЦ РАН в соцсети «ВКонтакте».

Фото Игоря Георгиевского