Выступление директора Института леса КарНЦ РАН Александра Крышеня
25 мая 2023
Факторы продуктивности таежных лесов комплексно изучают сотрудники Института леса КарНЦ РАН

Ученые Института леса КарНЦ РАН занимаются комплексным исследованием факторов продуктивности таежных лесов. В этой работе задействован большой коллектив лесоводов, фитоценологов, почвоведов, физиологов, биохимиков и генетиков. О механизмах развития и устойчивости лесных сообществ и совместном их изучении специалистами разных профилей рассказал на заседании Ученого совета КарНЦ РАН директор Института леса КарНЦ РАН Александр Крышень.
Заседание открылось награждением руководителя сектора фольклористики и литературоведения Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН, доктора филологических наук Александра Пигина Почетной грамотой Министерства науки и высшего образования РФ за значительные заслуги в сфере научной деятельности и многолетний добросовестный труд.

Доктор биологических наук Александр Крышень в научном докладе показал наличие закономерностей в развитии лесных сообществ.

На сегодняшний день подавляющее большинство лесов в Карелии – вторичные. Их сложно систематизировать с помощью типологий, разработанных в прошлом веке для коренных лесов. Между тем, знания о лесной типологии очень важны. Они позволяют прогнозировать, как будет восстанавливаться лес после тех или иных нарушений, и какие лесоводственные методы необходимо применять.

Директор Института леса КарНЦ РАН Александр Крышень

В Институте леса КарНЦ РАН разработана эколого-динамическая модель ценотического разнообразия лесных сообществ. Она обобщает результаты предыдущих исследований и отражает закономерности восстановления коренных сообществ в основных типах леса в Карелии – ельнике черничном, сосняках черничном, брусничном и лишайниковом. В своем докладе доктор биологических наук Александр Крышень показал наличие этих закономерностей.

На основе многолетних исследований вырубок и молодняков, ученые выдвинули гипотезу о том, что в пределах отдельных этапов развития сообщество стремится к достижению наиболее продуктивного состояния. Внутренние механизмы устойчивости и развития лесных сообществ являются предметом изучения специалистов. Один из наиболее известных способов повышения продуктивности растительного сообщества – это высокое видовое разнообразие. В северных условиях оно ярче всего проявляется на вырубках. Еще один механизм – олигодоминантность, то есть совместное произрастание нескольких преобладающих видов с близкими, но не совпадающими экологическими свойствами. Ученые института исследуют конкурентные взаимосвязи между деревьями, значение ядровой древесины, роль крупных древесных остатков и многие другие факторы, влияющие на устойчивость лесных сообществ.

При этом, по словам Александра Крышеня, необходимо решать задачи, как представители конкретных видов со своими индивидуальными характеристиками и стратегиями взаимодействуют между собой в рамках общего пространства и обеспечивают наиболее полное использование ресурсов местообитания всем сообществом.

– Физиологи, биохимики, лесоводы, фитоценологи, почвоведы в Институте леса понимали, что новые знания можно получить только работая совместно на одних объектах, объединив усилия. В результате у нас появилась тема «Комплексное исследование факторов продуктивности таежных лесов». Пока в России я не знаю аналогов такой постановки вопроса. Мы ставим перед собой цель – обнаружить и подтвердить наличие сложных взаимосвязанных процессов на различных уровнях: молекулярном, организменном и ценотическом, – в заключение обозначил перспективы развития фитоценологических исследований Александр Крышень.

Научный доклад был принят с интересом исследователями из разных областей наук: гуманитарных, математических, геологических и биологических. В рамках обсуждения академик РАН Нина Немова отметила фундаментальный аспект исследований и выразила пожелание, чтобы результаты работы были опубликованы в одном из ведущих мировых научных журналов. Члены Ученого совета КарНЦ РАН единогласно одобрили проводимые в институте изыскания.

Выступает генеральный директор КарНЦ РАН Ольга Бахмет

Во второй части заседания шла речь об итогах Общего собрания членов Российской академии наук, которое проходило в Москве 23–24 мая. От Карельского научного центра РАН в нем принимали участие члены-корреспонденты РАН Ольга Бахмет и Ирма Муллонен и академик РАН Нина Немова.

По словам генерального директора КарНЦ РАН Ольги Бахмет, особое внимание в выступлениях на Общем собрании уделялось важности прикладного значения проводимых российскими учеными исследований. Решаются вопросы критериев наукометрической оценки работы, экспертной проверки организаций, выпуска научных журналов и другие. Представлен проект новой структуры высшего образования в России.

В завершение заседания Ольга Бахмет пожелала ученым хорошего начала полевого сезона и успешных экспедиций.
Награждение руководителя сектора фольклористики и литературоведения Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН, доктора филологических наук Александра Пигина Вопрос задает директор ИЯЛИ КарНЦ РАН Ольга Илюха У микрофона заместитель генерального директора КарНЦ РАН Юрий Заика Выступает директор ИПМИ КарНЦ РАН Владимир Мазалов Директор Института леса КарНЦ РАН Александр Крышень и ученый секретарь КарНЦ РАН Наталья Фокина Директор Института геологии КарНЦ РАН Сергей Светов Доклад комментирует академик РАН Нина Немова