Ученые на палеосейсмодислокации в Пудожском районе
27 июля 2023
Геологи обнаружили на востоке Карелии место мощного древнего землетрясения

Редкую природную достопримечательность – место мощного древнего землетрясения – обнаружили сотрудники Института геологии КарНЦ РАН в Пудожском районе. Ученые определили, что палеосейсмодислокация образовалась в результате сильных колебаний земной коры после отступления ледника и снятия ледниковой нагрузки. По мнению специалистов, примечательному месту необходимо придать статус особо охраняемой природной территории.
О необычном месте в долине реки Водлы ученым сообщила инициативная группа жителей республики – уроженцев поселка Кубово, которые обратили внимание на природные нагромождения больших гранитных блоков. Для исследования территории сотрудники Института геологии КарНЦ РАН Татьяна Шелехова, Олег Лавров и Григорий Родионов провели научную экспедицию. Прибыв на место, ученые зафиксировали палеосейсмодислокацию – древние следы землетрясения с характерными элементами: разрывами и раздвигами в земной коре, скальными уступами, отбросом блоков от основной породы.

Палеосейсмодислокации встречаются и в других районах республики. Это следы сильных землетрясений, происходивших в Карелии в поздне- и послеледниковое время. Так земная кора, освобождаясь от мощного ледникового пласта, реагировала на ослабление нагрузки. Широко известна сейсмодислокация на горе Воттоваара, о которой свидетельствуют многочисленные отброшенные и сдвинутые блоки пород, расщелины, сейсмогравитационные обвалы и трещины на дне болот. Петрозаводчане могут увидеть следы землетрясения – обвалы, разрушенные скалы – в урочище Чертов стул.

– Но увиденное нами место, действительно, уникальное. Во-первых, пока это самая юго-восточная палеосейсмодислокация, которая обнаружена в пределах карельской части Фенноскандинавского щита, и единственная во всем Пудожском районе. По площади она занимает примерно 300 квадратных метров, а по силе землетрясения сравнима с Воттоваарой и превосходит Чертов стул, наверное, в пять раз. По мощности это землетрясение, возможно, было не менее 8 баллов, – рассказал руководитель Музея геологии докембрия ИГ КарНЦ РАН Олег Лавров.

Высота палеосейсмодислокации составляет не менее пяти метров. Справа: отодвинутый от основной породы блок
Высота палеосейсмодислокации составляет не менее пяти метров.
Справа: отодвинутый от основной породы блок

Также неподалеку, в долине Водлы, ученые обнаружили еще несколько более мелких палеосейсмодислокаций. Примерно в 150 метрах от палеосейсмодислокации, в западном направлении от нее, на протяжении разлома выявлено заболоченное понижение, осадки которого, по-видимому, помогут определить возраст этого события.

– Нам удалось получить керн отложений, сформировавшихся в данном разломе. Мы предполагаем, что нам удастся продатировать органогенные отложения, фиксирующие время образования палеосейсмодислокации. Кроме этого, мы нашли малый водоем, ламбушку, в которой с помощью бурения выявили почти пятиметровый слой донных отложений. Мы отобрали из них образцы, изучение которых различными методами позволит реконструировать историю развития всей этой территории после отступления ледника, то есть за последние 14–13 тысяч лет. Сопоставив датировки из обеих скважин, мы сможем более точно установить возраст палеосейсмического события, – рассказала старший научный сотрудник лаборатории геохимии, четвертичной геологии и геоэкологии ИГ КарНЦ РАН Татьяна Шелехова.

О том, что землетрясение произошло в результате поднятия земной коры именно после отступления или деградации ледника, говорят, с одной стороны, сглаженные поверхности скальных пород, с другой, острые, молодые края пород в местах их разрывов. Таким образом, для специалистов, которые занимаются неотектоникой и палеосейсмодислокациями – это новый объект для тщательного изучения.

В целом выходы кристаллического фундамента довольно редки для долины реки Водлы, и тем интереснее находка. По словам Татьяны Шелеховой, в Пудожском районе мощности четвертичных отложений гораздо больше, чем в средней и западной Карелии. Здесь зафиксирована их максимальная мощность, достигающая 150 метров. Это значит, что твердые породы здесь в основном перекрыты мореной, песками, глинами, суглинками, гравием и другими рыхлыми отложениями, оставленными неоднократно наступающими ледниками. Пробуренная в таком месте скважина покажет геологическую историю Карелии за 600 тысяч лет.

Участники экспедиции – сотрудники Института геологии КарНЦ РАН (слева направо): Григорий Родионов, Татьяна Шелехова и Олег Лавров
Участники экспедиции – сотрудники Института геологии КарНЦ РАН
(слева направо): Григорий Родионов, Татьяна Шелехова и Олег Лавров

Специалисты считают, что палесейсмодислокации необходимо придать охранный статус геологического памятника природы. В целом же территория требует комплексного изучения: в долине реки Водлы ранее обнаружены археологические находки, здесь произрастают редкие виды, есть и другие интересные геологические и гидрологические объекты, например, водопад Падун на реке Водле. Таким образом, по мнению исследователей, необходимо рассмотреть местность на предмет присвоения ей статуса особо охраняемой природной территории (ООПТ).

– Это место достойно стать новой природной достопримечательностью для туристов и местных жителей. Оно обладает рекреационной и просветительской значимостью. Здесь можно оборудовать интересный маршрут, который проходил бы, в том числе, под сейсмообвалом, сделать ступеньки наверх, создать экологическую тропу, чтобы рассказывать о местном биоразнообразии. В целом у этого края богатое геологическое и историческое наследие. В то же время территория требует особого внимания: ее необходимо защитить от замусоривания, которое уже начинается, и чрезмерного вмешательства человека в ландшафт и экосистемы, – убеждены ученые.

Фото: Григорий Родионов / Институт геологии КарНЦ РАН