Новости
Владимир Мазалов. Фото: Виктория Швецова / КарНЦ РАН
11 января 2024
Математики КарНЦ РАН представили журналистам модель транспортных потоков Петрозаводска

Сотрудники Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН продолжают работать над моделью транспортных потоков Петрозаводска. Она позволит анализировать, как можно повлиять на дорожную ситуацию в городе, например, если построить новые объездные пути. Эта тема актуальна в связи с обсуждением возможного строительства автомобильного тоннеля под железной дорогой между улицами Достоевского и Халтурина. Как такой сценарий мог бы помочь в решении транспортных проблем города, в материалах издания «Столица на Онего» и телеканала САМПО ТВ 360º.
Столица на Онего: «Два года подряд в решении транспортных проблем столицы Карелии участвуют ученые Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН. Команда состоит из восьми человек, половина – доктора наук. К концу 2024 года они должны создать математическую модель транспортных потоков Петрозаводска, с помощью которой чиновники смогут принимать управленческие решения и избавляться от надоевших недостатков.

Сразу стоит оговориться: ученые занимаются сугубо теоретической работой. Их задача – предоставить мэрии математические модели транспортных потоков с тем, чтобы показать, как рациональнее использовать дорожную инфраструктуру города.

Работа началась в 2022 году. Как и во всем мире, подобные задачи математики решают с помощью теории игр. Это понятие вмещает в себя разнообразнейшие социальные процессы: от переговоров мировых лидеров до игры в «камень, ножницы, бумагу». Под игрой здесь подразумевается борьба за свои интересы двух и более сторон, то есть, поиск максимально выгодных стратегий.

Дорожные проблемы Петрозаводска также можно решить с помощью теории игр. Борьбы за каждый участок центральных и не очень улиц – предостаточно. Конфликтов – тоже. Карельской столице с ее ежедневными пробками очень не хватает равновесия – одного из ключевых понятий теории игр. Принцип равновесия разработал американский математик Джон Форбс Нэш-младший.

Равновесие по Нэшу можно описать следующим образом: когда один из игроков меняет свою стратегию с целью увеличить выигрыш, он его не добьется, если остальные игроки свои стратегии не меняют. Другими словами, над пробкой не взлетишь, придется постоять.В поисках равновесия на многострадальных дорогах Петрозаводска математики КарНЦ РАН создали, как они выражаются, математический объект, или граф».

- Мы взяли карту города и построили на ней транспортный граф. Вершины графа – это перекрестки дорог, которые участками соединились в дуги. Получился транспортный граф размером 1 520 вершин (перекрестков) на 3 739 дуг (улиц карельской столицы). Нам известна длина и пропускная способность каждой дуги. Последнюю мы вычисляли с учетом количества полос и разрешенной скорости. Для каждой вершины нам известен размер исходящего и входящего транспортных потоков. То есть, сколько человек едет из каждой вершины и сколько в каждую должны приехать. Мы знаем, сколько петрозаводчан из каждой вершины выезжает, и сколько приезжает. Как их всех распределить? Первое, что напрашивается само собой – каждый едет по кратчайшему пути, - рассказала старший научный сотрудник лаборатории информационных компьютерных технологий Института прикладных математических исследований Юлия Чиркова.

Юлия Чиркова. Фото: Виктория Швецова / КарНЦ РАН
Юлия Чиркова, старший научный сотрудник лаборатории информационных компьютерных технологий ИПМИ


Полный текст доступен по ссылке: Под землю от пробок: ученые оценили проект тоннеля в Петрозаводске

Также предлагаем посмотреть сюжет телеканала САМПО ТВ 360º:

Смотрите также:

Константин Тирронен, заведующий лабораторией зоологии ИБ КарНЦ РАН
14 ноября 2025
Карельские зоологи выяснили, как популяция волка поддерживает свою жизнеспособность в современных условиях

Заседание Ученого совета КарНЦ РАН состоялось 14 ноября. Оно открылось вручением исследователям наград Минобрнауки России, РАН и Главы Республики Карелия. В рамках научной повестки доклад об изменениях в популяционно-генетической структуре населения волка в результате интенсификации охоты представил заведующий лабораторией зоологии ИБ КарНЦ РАН Константин Тирронен.
Подписание соглашения между ПОРА и КарНЦ РАН
14 ноября 2025
ПОРА и Карельский научный центр РАН подписали соглашение о сотрудничестве

14 ноября в Петрозаводске Карельский научный центр Российской академии наук и Проектный офис развития Арктики (ПОРА) заключили соглашение о стратегическом партнёрстве. Документ подписали генеральный директор ПОРА Максим Данькин и и.о. генерального директора КарНЦ РАН Ольга Бахмет.
Карельский научный центр РАН
13 ноября 2025
Руководитель КарНЦ РАН Ольга Бахмет вошла в состав совета при Администрации Президента России

Руководитель Карельского научного центра Российской академии наук Ольга Бахмет вошла в состав научно-экспертного совета при Межведомственной рабочей группе Администрации Президента Российской Федерации. Темой первого заседания комитета будет подготовка пятого тома Национального доклада о глобальном климате и рациональном природопользовании.
Научный журнал Studia Nordica
12 ноября 2025
В КарНЦ РАН вышел первый выпуск нового научного журнала Studia Nordica

Первый выпуск нового электронного научного журнала Studia Nordica вышел в октябре 2025 года в Институте языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН. Журнал стал преемником «Альманаха североевропейских и балтийских исследований», выходившего в 2016-2023 годах, и, по задумке авторов, должен продолжать и развивать заданное «Альманахом» направление.
Лесной северный олень. Изображение получено с помощью фотоловушки
11 ноября 2025
Вырубки негативно влияют на популяцию лесного северного оленя в Карелии

Зоологи проанализировали перемещения лесных северных оленей в Карелии и выяснили: животные предпочитают малонарушенные леса, а также болота и берега озер. При этом вырубки олени стараются избегать – в этих местообитаниях высока угроза гибели от хищников, а также мало корма. Но из-за интенсивного лесопользования в республике пригодных для этого краснокнижного вида территорий становится все меньше. Для сохранения ценных местообитаний необходимо создание новых ООПТ или особо защитных участков леса.