Применение органических технологий сопряжено с отказом от средств химизации и механизации и считается экологичным. При этом получаемые продукты оценивают как более полезные для здоровья, чем традиционные.
– В настоящее время органическое производство позиционируется чуть ли не как панацея от множества проблем. Мне было интересно проверить, насколько это соответствует действительности, – рассказала ученый.
В названии книги отражена противоречивость выпуска органических продуктов. По словам автора, те из них, что имеют наибольшую пользу для здоровья, часто не являются наиболее экологичными, а их производство низкорентабельно. И наоборот: самая экологичная продукция может характеризоваться малой пищевой ценностью. И, обобщая, нельзя говорить, что органические технологии однозначно являются более экологичными, чем индустриальные. Например, поскольку урожайность органического сельского хозяйства ниже, необходимо увеличение площади сельхозугодий, а это, в свою очередь, требует вырубки лесов и ведет к сокращению биоразнообразия. Использование навоза в качестве удобрения может стать причиной роста выбросов парниковых газов, накопления биогенных веществ в воде и тяжелых металлов в почве. Также отмечается, что сейчас органические продукты нельзя назвать таковыми в полной мере, поскольку отсутствуют эффективные органические средства защиты некоторых растений и ряд лекарственных препаратов для животных.
– Однако, в целом, мы полагаем, что органическое производство в первую очередь определяется не используемыми методами и технологиями, а определенным мировоззрением производителя. И хотя пока методы и технологии не в полной мере соответствуют мировоззрению, по мере развития они все больше приближаются к нему, – отмечает Валентина Каргинова-Губинова.
Указанные противоречия в настоящее время делают невозможным полный отказ от индустриальных технологий и переход к органическим. Скорее, стоит говорить о необходимости их сочетания. При этом целесообразность органических технологий во многом определяется не пищевой ценностью получаемых продуктов и даже не снижением негативного воздействия на окружающую среду, а возможностью развития депрессивных районов: по мнению экспертов, применение органических технологий способно, как минимум, затормозить отток населения с сельских территорий, в том числе в Карелии.

Кандидат экономических наук Валентина Каргинова-Губинова
По словам ученого, органическое производство предполагает преимущественно ручной труд и обеспечит больше рабочих мест, чем индустриальное. Кроме того, именно особая ценность органических продуктов для потребителей позволяет установить на них более высокую маржу, благодаря которой небольшие фермерские хозяйства могут выдержать конкуренцию крупных индустриальных агрохолдингов, получающих прибыль за счет эффекта масштаба.
По мнению ученых, для Арктики дополнительным обоснованием необходимости развития органического производства можно считать особые требования к рациону.
– В целом, можно говорить о большей пользе для здоровья проживающих в Арктике локальной, а не завозной продукции. Также приобщение к природе будет способствовать укреплению их психологической устойчивости. При этом известно, что именно в арктических районах вследствие тяжелых условий жизни распространены депрессии, стрессы, повышенная тревожность населения, – поясняет исследователь.
По итогам проведенного анализа Валентина Каргинова-Губинова сформулировала предложения для органов власти, сельскохозяйственных производителей и некоммерческих организаций. В частности, предлагается новая концепция построения механизма развития рынка органической продукции. Она предполагает устранение максимально возможного числа противоречий интересов за счет изменения технологий и методов производства органических продуктов, а также урегулирование прочих противоречий при оптимальном сочетании экономической эффективности и справедливости.
Для России выделены приоритетные направления совершенствования законодательной базы и прочих регулирующих институтов, которые требуются для становления рынка органической продукции. В числе предлагаемых средств – формирование широкой базы его статистических показателей, введение нескольких уровней органичности продуктов и вариантов товарного знака «Органик», а также особого знака для переходного периода, корректировка понятия «сельский туризм», используемого в нормативно-правовых документах, закрепление терминов «агротуризм» и «агроэкотуризм».
Для производителей продукции предложены матрица выбора оптимальной зеленой стратегии маркетинга продуктов с целью повышения эффективности их продвижения и рекомендации по улучшению взаимодействия с аудиторией в соцсетях.
Подробнее об исследовании и предложениях ученых можно прочитать в монографии Валентины Каргиновой-Губиновой. Книга «Неорганическая органика: развитие рынка органической продукции при конфликте удовлетворяемых интересов» опубликована в открытом доступе по ссылке.