Новости
Авторы работы с С.П. Маненковым, главой Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа
23 апреля 2025
Мобильность сотрудников может стать ключом к развитию арктических предприятий

Ученые определили, что фактор труда, а именно численность сотрудников, сильнее влияет на выручку компаний арктических районов России, чем капитал этих организаций. Такая зависимость особенно ярко проявилась в регионах с развитой дорожной сетью. Это связано с тем, что в условиях развитой транспортной инфраструктуры трудовые ресурсы становятся более мобильными и эффективными, что в условиях Арктики можно считать ключевым фактором экономического роста.
Полученные данные могут помочь оптимизировать меры государственной поддержки и планирование инфраструктурных проектов в Арктической зоне России. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале «Арктика: экология и экономика».

Источник новости: сайт Российского научного фонда

Арктическая зона России имеет значительный экономический потенциал, поскольку здесь находятся крупные запасы нефти, газа и редкоземельных металлов. Однако в Арктике производственные ресурсы распределены крайне неравномерно, а транспортная сеть развита недостаточно. Эти проблемы препятствуют активному развитию региона, и даже существующие меры государственной поддержки, такие как особый налоговый режим, оказываются не всегда эффективны, поскольку часто не учитывают пространственные особенности территорий.

Ученые из Карельского научного центра РАН выяснили, что улучшение связности территорий внутри региона поможет сбалансировать экономический рост в Арктике.

Авторы проанализировали деятельность компаний, находящихся в 37 округах и районах европейской части российской Арктики. Исследованные территории входят в состав Мурманской области (17 территорий), Ненецкого автономного округа (2 территории), Республики Карелия (6 территорий), Республики Коми (4 территории) и Архангельской области (8 территорий).

Исследователи изучили показатели выручки компаний, размеры их активов и численности сотрудников за 2017–2022 годы, что позволило проследить экономическую динамику в регионе. При анализе авторы учитывали фактор географического соседства территорий и показатели их реальной транспортной доступности.

Оказалось, что трудовые ресурсы, выраженные в численности сотрудников, в два раза сильнее влияют на выручку организации, чем ее капитал. При этом влияние трудовых ресурсов было тем сильнее, чем лучше была транспортная связанность между территориями. Это говорит о том, что инфраструктура — в частности, развитая дорожная сеть — играет важную роль в экономическом состоянии района. Интересно, что простое географическое соседство территорий оказалось менее значимым фактором их экономического взаимодействия, чем наличие надежных транспортных связей.

Карта четырех квантилей. Распределение территорий арктической зоны РФ на четыре квантиля по а) совокупному уровню выручки компаний, б) совокупному уровню активов компаний, в) совокупному уровню среднесписочной численности занятых в организациях в 2022 г.
Карта четырех квантилей. Распределение территорий арктической зоны РФ на четыре квантиля по:
а) совокупному уровню выручки компаний, б) совокупному уровню активов компаний,
в) совокупному уровню среднесписочной численности занятых в организациях в 2022 г.


Это влияние можно объяснить тем, что в условиях развитой транспортной инфраструктуры трудовые ресурсы становятся более мобильными и эффективными. Работники могут оперативно перемещаться между объектами, предприятиям легче привлекать квалифицированные кадры, а кооперация между компаниями повышает производительность без значительных капиталовложений. В арктических реалиях, где основные фонды — например, критически важное и дорогое оборудование — часто используются неполноценно из-за сурового климата и сезонных ограничений, именно гибкость трудовых ресурсов становится ключевым фактором экономического роста.

«Наши результаты убедительно показывают, что устойчивое развитие Арктики требует комплексного подхода, выходящего за рамки простого финансового стимулирования. Эффективность использования трудовых ресурсов здесь напрямую зависит от качества транспортной инфраструктуры. Мы рекомендуем уделить особое внимание созданию широтных транспортных коридоров, которые смогут преодолеть разобщенность арктических территорий и обеспечить более равномерное распределение экономических возможностей по всему региону. Также, с учетом постепенного исчерпания потенциала преференциального режима Российской Арктики, все большую актуальность приобретает усиление региональной и муниципальной специфики мер экономической поддержки. В дальнейшем мы планируем осуществить комплексное экономико-социологическое исследование условий труда и социальной инфраструктуры на арктических территориях. Это позволит глубже понять специфику и взаимосвязь процессов разного уровня — от индивидуального (человеческого капитала) до уровня региональных социально-экономических систем», — рассказывает руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, Александр Волков, старший научный сотрудник отдела комплексных научных исследований Карельского научного центра РАН.

Фото из архива А. Волкова / ОКНИ КарНЦ РАН

Смотрите также:

С Днем Победы!
Виртуальная выставка "Путь к Победе"
7 мая 2025
Судьбы ученых-фронтовиков, архивные документы и редкие письма на карельском языке представлены на виртуальной выставке КарНЦ РАН

Карельский научный центр РАН представил виртуальную выставку "Путь к Победе", посвященную 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. На ней можно узнать о судьбах ученых, служивших в рядах Красной армии в 1941–1945 годах, познакомиться с материалами из Научного архива КарНЦ РАН – фотографиями встречи Онежской флотилии и документами, отражающими работу исследователей в военные годы. Отдельный раздел посвящен результатам Марафона писем на карельском и вепсском языках, в ходе которого сотрудники ИЯЛИ КарНЦ РАН собрали редкие фронтовые весточки.
О.Н. Бахмет - встреча 6 мая
6 мая 2025
Руководство Карельского научного центра РАН провело встречу с представителями профсоюзных организаций

Встреча прошла по инициативе генерального директора КарНЦ РАН Ольги Бахмет.
Поводом для мероприятия послужили спорные формулировки, которые использовала председатель объединенного комитета профсоюза (ОКП) КарНЦ РАН Татьяна Попова в своей презентации на конференции трудового коллектива, посвященной обсуждению хода выполнения нового коллективного договора между работодателем и работниками. Материалы своей презентации председатель профсоюзного объединения разместила в открытых источниках, несмотря на то, что она знала, что по ряду выводов администрация Центра хотела бы проконсультировать ее во избежание ошибок.
Алексей Паршуков, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института биологии КарНЦ РАН, руководитель исследования
28 апреля 2025
Карельские биологи успешно протестировали метод обнаружения гельминтов у рыб по наличию их ДНК в воде

Специалисты Института биологии КарНЦ РАН впервые в республике опробовали метод анализа ДНК окружающей среды (e-DNA) для обнаружения модельного паразита рыб в зоне влияния форелевых хозяйств. Это особенно важно в связи с распространением рыбоводческих ферм, использующих практику перевозки посадочного материала (мальков) из одних водоемов в другие, что грозит появлением в озерах новых паразитов. Сегодня, чтобы выявить зараженность, необходимо поймать и обследовать рыбу, причем для точного результата требуется как минимум 15 особей. Это может быть затруднительно в естественных условиях и затратно в садковых. Диагностическая система e-DNA позволяет обнаруживать присутствие паразитов непосредственно в пробах воды.
Мария Владимировна Кошелева
28 апреля 2025
Поздравляем младшего научного сотрудника Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН Марию Кошелеву с успешной защитой кандидатской диссертации!