Новости
Авторы работы с С.П. Маненковым, главой Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа
23 апреля 2025
Мобильность сотрудников может стать ключом к развитию арктических предприятий

Ученые определили, что фактор труда, а именно численность сотрудников, сильнее влияет на выручку компаний арктических районов России, чем капитал этих организаций. Такая зависимость особенно ярко проявилась в регионах с развитой дорожной сетью. Это связано с тем, что в условиях развитой транспортной инфраструктуры трудовые ресурсы становятся более мобильными и эффективными, что в условиях Арктики можно считать ключевым фактором экономического роста.
Полученные данные могут помочь оптимизировать меры государственной поддержки и планирование инфраструктурных проектов в Арктической зоне России. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале «Арктика: экология и экономика».

Источник новости: сайт Российского научного фонда

Арктическая зона России имеет значительный экономический потенциал, поскольку здесь находятся крупные запасы нефти, газа и редкоземельных металлов. Однако в Арктике производственные ресурсы распределены крайне неравномерно, а транспортная сеть развита недостаточно. Эти проблемы препятствуют активному развитию региона, и даже существующие меры государственной поддержки, такие как особый налоговый режим, оказываются не всегда эффективны, поскольку часто не учитывают пространственные особенности территорий.

Ученые из Карельского научного центра РАН выяснили, что улучшение связности территорий внутри региона поможет сбалансировать экономический рост в Арктике.

Авторы проанализировали деятельность компаний, находящихся в 37 округах и районах европейской части российской Арктики. Исследованные территории входят в состав Мурманской области (17 территорий), Ненецкого автономного округа (2 территории), Республики Карелия (6 территорий), Республики Коми (4 территории) и Архангельской области (8 территорий).

Исследователи изучили показатели выручки компаний, размеры их активов и численности сотрудников за 2017–2022 годы, что позволило проследить экономическую динамику в регионе. При анализе авторы учитывали фактор географического соседства территорий и показатели их реальной транспортной доступности.

Оказалось, что трудовые ресурсы, выраженные в численности сотрудников, в два раза сильнее влияют на выручку организации, чем ее капитал. При этом влияние трудовых ресурсов было тем сильнее, чем лучше была транспортная связанность между территориями. Это говорит о том, что инфраструктура — в частности, развитая дорожная сеть — играет важную роль в экономическом состоянии района. Интересно, что простое географическое соседство территорий оказалось менее значимым фактором их экономического взаимодействия, чем наличие надежных транспортных связей.

Карта четырех квантилей. Распределение территорий арктической зоны РФ на четыре квантиля по а) совокупному уровню выручки компаний, б) совокупному уровню активов компаний, в) совокупному уровню среднесписочной численности занятых в организациях в 2022 г.
Карта четырех квантилей. Распределение территорий арктической зоны РФ на четыре квантиля по:
а) совокупному уровню выручки компаний, б) совокупному уровню активов компаний,
в) совокупному уровню среднесписочной численности занятых в организациях в 2022 г.


Это влияние можно объяснить тем, что в условиях развитой транспортной инфраструктуры трудовые ресурсы становятся более мобильными и эффективными. Работники могут оперативно перемещаться между объектами, предприятиям легче привлекать квалифицированные кадры, а кооперация между компаниями повышает производительность без значительных капиталовложений. В арктических реалиях, где основные фонды — например, критически важное и дорогое оборудование — часто используются неполноценно из-за сурового климата и сезонных ограничений, именно гибкость трудовых ресурсов становится ключевым фактором экономического роста.

«Наши результаты убедительно показывают, что устойчивое развитие Арктики требует комплексного подхода, выходящего за рамки простого финансового стимулирования. Эффективность использования трудовых ресурсов здесь напрямую зависит от качества транспортной инфраструктуры. Мы рекомендуем уделить особое внимание созданию широтных транспортных коридоров, которые смогут преодолеть разобщенность арктических территорий и обеспечить более равномерное распределение экономических возможностей по всему региону. Также, с учетом постепенного исчерпания потенциала преференциального режима Российской Арктики, все большую актуальность приобретает усиление региональной и муниципальной специфики мер экономической поддержки. В дальнейшем мы планируем осуществить комплексное экономико-социологическое исследование условий труда и социальной инфраструктуры на арктических территориях. Это позволит глубже понять специфику и взаимосвязь процессов разного уровня — от индивидуального (человеческого капитала) до уровня региональных социально-экономических систем», — рассказывает руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, Александр Волков, старший научный сотрудник отдела комплексных научных исследований Карельского научного центра РАН.

Фото из архива А. Волкова / ОКНИ КарНЦ РАН

Смотрите также:

Слева направо: руководитель КарНЦ РАН Ольга Бахмет, министр сельского и рыбного хозяйства РК Ольга Палкина, начальник отдела Минсельхоза Карелии Андрей Левоев
18 ноября 2025
Глава Минсельхоза Карелии Ольга Палкина оценила научный потенциал КарНЦ РАН в сфере агро- и биотехнологий

Министр сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия Ольга Палкина посетила научные подразделения ОКНИ КарНЦ РАН в Вилге: лабораторию агротехнологий «Вилга», лабораторию биотехнологий растений и лабораторию мониторинга парниковых газов. Ученые проводят исследования по приоритетным направлениям, имеющим стратегическое значение для сельского хозяйства региона.
Форум «Карелия 2025»
16 ноября 2025
Сотрудники контрактной службы КарНЦ приняли участие в форуме «Карелия 2025»

Помощник генерального директора КарНЦ РАН Любовь Швецова и сотрудники контрактной службы научного центра приняли участие в форуме «Карелия 2025», состоявшемся в Петрозаводске. Специалисты КарНЦ РАН участвовали в дискуссиях, посвященных развитию контрактной службы, закупкам в строительстве, здравоохранении и в сфере IT технологий.
Константин Тирронен, заведующий лабораторией зоологии ИБ КарНЦ РАН
14 ноября 2025
Карельские зоологи выяснили, как популяция волка поддерживает свою жизнеспособность в современных условиях

Заседание Ученого совета КарНЦ РАН состоялось 14 ноября. Оно открылось вручением исследователям наград Минобрнауки России, РАН и Главы Республики Карелия. В рамках научной повестки доклад об изменениях в популяционно-генетической структуре населения волка в результате интенсификации охоты представил заведующий лабораторией зоологии ИБ КарНЦ РАН Константин Тирронен.
Подписание соглашения между ПОРА и КарНЦ РАН
14 ноября 2025
ПОРА и Карельский научный центр РАН подписали соглашение о сотрудничестве

14 ноября в Петрозаводске Карельский научный центр Российской академии наук и Проектный офис развития Арктики (ПОРА) заключили соглашение о стратегическом партнёрстве. Документ подписали генеральный директор ПОРА Максим Данькин и и.о. генерального директора КарНЦ РАН Ольга Бахмет.
Карельский научный центр РАН
13 ноября 2025
Руководитель КарНЦ РАН Ольга Бахмет вошла в состав совета при Администрации Президента России

Руководитель Карельского научного центра Российской академии наук Ольга Бахмет вошла в состав научно-экспертного совета при Межведомственной рабочей группе Администрации Президента Российской Федерации. Темой первого заседания комитета будет подготовка пятого тома Национального доклада о глобальном климате и рациональном природопользовании.