КарНЦ РАН в СМИ

Зачем изучают карсикко

"Карелия", №2 от 15 января 2015 г.

Алексей Конкка
Алексей Конкка
В переводе с карельского карсикко означает карзать, обрубать ветви. Угро-финны имели некогда обычай оставлять на деревьях памятные знаки. Особым образом обрубались ветви или же на стволах делались зарубки, оставлялись знаки-символы. Таким способом люди желали сохранить память о каких-то значимых в жизни событиях.

Деревья-знаки назывались «карсикко». Об этом обычае не раз сообщалось в средствах массовой информации, на данную тему снят не один телевизионный сюжет…
Подобный обычай существовал и у других народов. Достаточно вспомнить устойчивые словосочетания типа: «завязать узелок», или «сделать зарубку» на память? Сохраняется подобный обычай даже и в настоящее время, хотя зарубки на память теперь делать не принято. Есть более простые способы. Желающие войти в историю могут, например, где-нибудь на скале намалевать краской надпись: «Здесь был Вася». Или даже оставить свое «родовое клеймо» рядом с древними петроглифами. Число подобных памятных знаков с каждым годом увеличивается. Однако нельзя сказать, что это вдохновляет кого-то на изучение данного явления.

В Карельском научном центре РАН существует добрая традиция выслушивать на заседаниях президиума доклады по актуальным проблемам естественных и гуманитарных наук. В канун Нового года с научным докладом, посвященным формам и функциям дерева-знака, промысловому карсикко у финно-угров Европейского Севера перед ведущими учеными центра выступил старший научный сотрудник сектора этнологии Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН Алексей Конкка. Круг его научных интересов весьма специфичен – это духовная культура и мифология, обряды и верования, этническая история и этнолингвистика прибалтийско-финских народов. Последние годы в науке А. Конкка посвятил изучению феномена карсикко. В 2013 году увидела свет его монография «Карсикко: деревья-знаки в обрядах и верованиях прибалтийско-финских народов».

Если судить по реакции ученых на прочитанный доклад, у некоторых возникли сомнения, что изложенные в исследовании о промысловом карсикко сведения расширяют научные горизонты. А иные задались вопросом: а наука ли это вообще? Не относится ли исследуемое явление более к сфере культуры? И, следовательно, расшифровка и систематизация карсикко не требует строго научного подхода и особенной профессиональной подготовки. На науку ведь потому выделяются средства, что от нее ждут полезного результата. А какую пользу можно извлечь из многолетнего погружения в тему карсикко? Не хотим же мы, в самом деле, чтобы традиция (к слову, не такая уж и древняя) по «обкарзыванию» деревьев возродились в обществе, а к деревьям-идолам люди вновь стали обращаться за помощью в промысле.

– Что с точки зрения академической науки дает изучение феномена карсикко? – задал напрашивающийся непростой вопрос докладчику председатель КарНЦ РАН Александр Титов.
– Оно дает понимание того, как происходила коммуникация в древнем обществе. Карсикко – это деревья-знаки. То есть человек мог прочитать с помощью этих знаков определенное послание…

– Что можно сказать о территории и ее жителях, где карсикко встречается чаще, чем в других местах?
– Эти территории населяли племена, которые занимались охотничьим и рыбным промыслом. То поколение, которое что-то об этом слышало или знало, уже ушло. Но деревья-знаки остались. Этими знаками, в частности, отмечены места особенно удачного промысла. Промысловые карсикко поныне являются своего рода указателями…

Карсикко
Карсикко
Завершая дискуссию, Александр Титов высказал справедливое пожелание:
– Очень важно, чтобы ученый вел разговор о результатах своих исследований не с позиции своего узкого интереса, а с общенаучных подходов. Все мы люди увлекающиеся и нам нравится то, чем мы занимаемся. Но надо, чтобы значимость наших исследований стала очевидной для других. Сейчас, когда академическую науку упрекают за то, что она шагает слишком широким фронтом, который надо сужать ввиду недостатка средств и скудости ресурсов, каждый ученый должен стараться особенно четко обосновывать необходимость и важность проводимых им изысканий.

Что касается дальнейших научных планов Алексея Конкка, много лет упорно постигающего феномен карсикко, то он не намерен останавливаться на достигнутом, хорошо понимая, что данное явление культуры наших предков изучено еще далеко не в полной мере.

Сергей Хохлов


Публикации 2015 г.
Последние изменения: 15 ноября 2017