КарНЦ РАН в СМИ

Вода и культура – близнецы сестры

"Карелия", 18 апреля 2006 г.

В конце марта человечество отметило Всемирный день водных ресурсов, учрежденный Организацией Объединенных Наций. Тему Всемирного дня водных ресурсов 2006 года Юнеско сформулировало в двух словах: «Вода и культура». Это означает, что вода имеет культурную ценность. Для многих народов она священна. Участники мероприятий в рамках Дня воды в Нью-Йорке демонстрировали обычаи, связанные с поклонением воде через молитвы, песни, танцы, поэзию…
Отношение к воде у разных народов различно, но всех нас объединяют проблемы, которые ждут своего решения. Директор Института водных проблем Севера Карельского научного центра РАН Николай Филатов, отвечая на вопросы нашего корреспондента, коснулся научных аспектов сбережения водного достояния человечества и подчеркнул необходимость глобального сотрудничества в этих вопросах.

– Жители Карелии не испытывают дефицита водных ресурсов. Нас больше заботит чистота наших озер. В этой связи хотелось бы знать, что с ними происходит?

– Озера, как люди, живут и умирают. Время их жизни различно. Одни, такие как Байкал или Танганьика, существуют миллионы лет. Другие, среди них наши Ладожское и Онежское, образовались несколько тысяч лет назад. По-разному происходит их старение. Иные малые озера Карелии, Белоруссии, Сибири заполняются донными отложениями, превращаясь в болота. Старение озер Ладожского, Севан, Балхаш сопровождается цветением воды, то есть появлением большого количества водорослей, что связано с избытком таких элементов, как фосфор и азот. В стареющих водоемах ценные форелевые породы рыб постепенно замещаются менее ценными – сиговыми и, наконец, сорными. Это старение сопровождается уменьшением содержания в воде растворенного кислорода, снижением ее прозрачности и т.п. Существенный вклад в этот процесс вносят люди. В воды карельских озер со стоками поступают не только биогенные элементы, но и разнообразные химические вещества, такие как фенолы и соли тяжелых металлов, опасные как для живущих в воде организмов, так и для человека. В некоторых местах озерную воду небезопасно использовать даже для хозяйственно-бытовых нужд.
Воздействие человека на водные экосистемы нередко приводит к тому, что скорость старения озер увеличивается весьма значительно. По оценкам ученых, за последние полвека американские Великие озера постарели на 1500 лет, а маленькое Плещееве озеро, расположенное в центре России, – более чем на 200 лет.

– Можно ли остановить или замедлить процесс старения озера?
– Естественное старение озера остановить практически невозможно, а вот способы замедления антропогенного, или «культурного», старения существуют. Так, в результате сокращения поступления в воду со стоками биогенных веществ удалось существенно замедлить темпы антропогенного загрязнения, а следовательно, и старения озера Эри в Северной Америке. Замедление старения вод Ладоги наметилось вскоре после того, как было закрыто одно из целлюлозно-бумажных производств и усовершенствована система очистки алюминиевого комбината в Волхове. Тому же способствовало падение в Приладожье сельскохозяйственного производства с существенным уменьшением внесения в почву удобрений.
Для малых озер применяется такой способ предотвращения старения, как сбор водорослей, которые, например, можно удалять, спуская из водоемов воду. Углубляя дно озера, можно способствовать расслоению вод по температуре, что служит препятствием их перемешиванию и всплытию донных отложений.
Эффективной мерой борьбы со старением озер является очистка стоков от фосфор- и азотсодержащих веществ. Качество озерных вод можно улучшить путем разведения хищных рыб, уничтожающих виды, питающиеся рачками-фильтраторами; увеличение численности таких рачков, оказывается, способствует очистке воды. Очищение вод может происходить и под влиянием кислотных осадков, однако такие осадки губительны для рыб и озерных экосистем в целом. Тысячи закисленных озер мира по этой причине лишены рыбы.

– Существует ли опасность закисления карельских озер?
– Такая опасность существует. Закисление наиболее вероятно там, где почвенный покров тонок, а в породах преобладают граниты, гнейсы и базальты, являющиеся продуктами вулканической деятельности. Иногда осадки в соседних странах, например Швеции, по кислотности сравнимы со столовым уксусом или сухим вином, а воды иных озер – с томатным соком ли молочной сывороткой. Остановить закисление может сокращение выбросов в атмосферу соединений серы и азота, для чего необходимо улучшать технологические процессы, которые, как видим, далеки от совершенства и в развитых странах.
Иногда, впрочем, сама природа как бы противится закислению. Особенно это заметно там, где среди пород преобладают известняки и доломиты, которые легко вступают в реакцию с кислотами.

– Получается, что леса и озера Карелии пока относительно чисты. Как говорил русский ученый Воейков, озера – продукт климата. Следовательно, и климат для жизни у нас благоприятный? Так надо ли платить «северные» жителям Карелии?
– Карельские природа и климат лишь на первый взгляд благоприятны для жизни. Однако отнюдь не случайно Карелия приравнена к районам Крайнего Севера. Экологическая оценка климата требует учета многих параметров, сочетание которых и обусловливает эффект его воздействия.
– Климат Карелии в экологическом отношении считается дискомфортным. Определяющими неблагоприятными экологическими факторами тут являются недостаточное количество поступающей солнечной радиации и, как следствие, невысокие значения температуры воздуха. Так, продолжительность холодного периода со среднесуточными температурами ниже 0° С в Карелии превышает 200 суток. Комфортными для человека считаются дни с температурой воздуха от 20° С и относительной влажностью 35-65%. Такие дни у нас отмечаются только в 3% случаев, и в основном лишь в июле. Устойчивого, длительного комфортного периода здесь не наблюдается. Если относительная влажность воздуха более 80% отмечается у нас 150-170 дней в году, то менее 30% – всего 3-9 дней.
Отрицательное влияние на здоровье повышенной влажности воздуха особенно ощутимо при туманах. Иногда число дней с туманом у нас может достигать сотни за год. В некоторые зимние месяцы ультрафиолетовая радиация, благотворно влияющая на организм человека, вообще отсутствует, а пасмурное состояние неба (8-10 баллов) составляет 83 - 88% случаев. В Петрозаводске за год наблюдается в среднем 119 дней без солнца.
На организм человека неблагоприятно воздействуют также значительные колебания метеорологических показателей. Резкие изменения погодных условий обычно связаны с прохождением циклонов и атмосферных фронтов. Среднее число дней с циклонами за год для Карелии – 215. Особенно неблагоприятны резкие колебания атмосферного давления. Таковым считается суточная изменчивость давления от 8 гектопаскалей. В отдельные дни это значение может быть сильно превышено. Характерны для Карелии и значительные суточные перепады температур. Так, например, с 10 на 11 декабря 1973 года в Сортавале температура воздуха за сутки выросла аж на 29,1 градуса (с – 26,5 до + 2,6 ° С).
В предлагаемую Минэкономразвития РФ новую классификацию уровня комфортности районов России входят такие параметры, которые, к счастью в Карелии не отмечаются. Это, например, такие неблагоприятные явления как тайфуны, цунами, оползни… Если районировать территорию страны по этим показателям, то Карелия попадет в одну зону комфортности с Москвой, Калининградской областью и даже Краснодарским краем. Очевидно, что такой подход к районированию некорректен.

– Какие перспективы открываются в связи с изменением климата?
– Если климат будет меняться в соответствии с предполагаемыми сценариями, то температура воздуха в Карелии в первой половине XXI века вырастет в среднем на 0,4 -1,4° по сравнению с той, которая наблюдалась во второй половине XX века. Но даже в
условиях потепления на 2° общий речной сток в Карелии может остаться неизменным. Вырубка лесов в размере расчетной лесосеки также не приведет к ощутимым изменениям в водном балансе региона.
Особый интерес вызывают процессы, происходящие в экосистемах крупнейших озер Европы Ладожского и Онежского, являющихся важнейшими источниками питьевой воды. Некоторое падение уровня этих озер с конца 1990-х годов, продолжающееся по настоящее время, объясняется естественными колебаниями. Теперь наблюдается маловодная фаза. При этом среднегодовые значения уровней озер пока еще далеки от минимальных, наблюдавшихся в 40-е и 70-е годы XX века.
Изменчивость климата обусловлена пока преимущественно естественными причинами. Хотя экосистем, не затронутых человеческим влиянием, на Земле почти не осталось, вклад антропогенной составляющей в изменения климата точно не установлен.
Что нас ожидает в XXI веке? Сценариев и прогнозов тут дается немало. На конференции ООН, посвященной окружающей среде (Рио-де-Жанейро, 1992), было отмечено, что усугубление негативных проблем в экологии ведет человечество к катастрофе. В связи с этим возрастает роль науки, задачи которой - предвидеть возможные катаклизмы и давать рекомендации для устойчивого развития.
Альтернативой печальному сценарию должны стать разумное развитие общества в планетарном масштабе, создание ноосферы, основные идеи которой сформулировал замечательный русский мыслитель Владимир Иванович Вернадский. Согласно его идеям мерилом национального и индивидуального богатства и благополучия должны стать духовные ценности и знания людей, живущих в гармонии с природой.
В начале XXI века человечество встало перед проблемой выбора стратегии выживания. Концепция устойчивого развития исходит из того, что экономическое развитие в ущерб природе в дальнейшем недопустимо.

Сергей Хохлов


Публикации 2003-2011 гг.
Последние изменения: 21 декабря 2017