КарНЦ РАН в СМИ

Шуйские мастеровые каменного века

"Карелия", №101 от 26 декабря 2013


Алексей Тарасов
Алексей Тарасов
Археологические находки в устье реки Шуи свидетельствуют о том, что около пяти тысяч лет назад здесь находился центр по производству каменных рубящих орудий. Изделия шуйских мастеровых сегодня можно встретить при исследовании многих стоянок эпох неолита (последней стадии каменного века) и раннего металла, в том числе за пределами онежского региона.
Научный сотрудник сектора археологии Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН Алексей Тарасов приоткрывает завесу тайны, скрытой в предметах глубокой древности. Теме «индустрии» каменных рубящих орудий Карелии был посвящен его доклад, прочитанный 20 декабря перед научным сообществом на очередном заседании президиума КарНЦ РАН.

Артефакты – каменные топоры – из «мастерской» «Фофаново XIII»
Артефакты – каменные топоры – из «мастерской» «Фофаново XIII»
Об археологическом значении местности в устье реки Шуи впервые заговорили еще в конце XIX века. А в начале сороковых годов прошлого века финский исследователь А. Эйряпяэ, проводивший археологические изыскания на оккупированной территории, обнаружил в этом районе центр по производству каменных рубящих орудий. Данные орудия согласно принятой терминологии были отнесены к русско-карельскому типу. Их отличает треугольное или трапецевидное поперечное сечение и две сужающиеся к рубящей кромке грани. Подобные изделия встречаются также далеко за пределами Карелии, вплоть до Уральских гор. Изготовлены карельские каменные топоры и тесла из местного зеленого сланца высокой твердости.

Артефакты – каменные топоры – из «мастерской» «Фофаново XIII»
Артефакты – каменные топоры – из «мастерской» «Фофаново XIII»
После войны археологические исследования в этой местности долго не проводились и были возобновлены лишь в 90-е годы. В 2000 году в районе речной излучины, неподалеку от места, где сегодня находится поселок Шуя-Верховье, археолог А. Жульников провел раскопки одной из «мастерских», обозначенной как «Фофаново XIV». Здесь найдено около девяти тысяч древних артефактов, в том числе заготовки для производства рубящих орудий. Позднее при участии А. Тарасова вскрыта еще более богатая на артефакты «стоянка-мастерская», расположенная по соседству – «Фофаново XIII». Тут на сравнительно небольшой площади раскопа (около тридцати квадратных метров) было сделано более трехсот пятидесяти тысяч (!) находок, включая 684 заготовки для каменных топоров, 26 кусков янтаря и 58 фрагментов изделий из местной самородной меди.

Артефакты – фрагменты медных изделий – из «мастерской» «Фофаново XIII»
Артефакты – фрагменты медных изделий – из «мастерской» «Фофаново XIII»
Следует отметить, что шуйские каменные изделия отличает не только относительная износостойкость, но и высокое качество завершающей абразивной обработки. Это, в частности, позволило выдвинуть предположение, что полированные каменные топоры местных умельцев производились большей частью не для собственных нужд, а для обмена. Находки из балтийского янтаря и самородной меди как раз и свидетельствуют в пользу того, что подобный обмен имел место.

В первой половине прошлого века финскими исследователями произведено картирование находок, выполненных из «олонецкого зеленого сланца». В результате показано, что часть рубящих орудий, обнаруженных на территории Финляндии и Эстонии, с высокой долей вероятности имеет шуйское происхождение, поскольку все они выполнены из зеленоватой вулканической породы, встречающейся только в районе северо-западного побережья Онежского озера. При этом «шуйская мастерская» является единственным (из известных на сегодняшний день) центром по производству орудий из данного материала. Следует, впрочем, отметить, что истории известны подобные примеры узкой специализации и интенсивного производства каменных орудий в неолите и периоде раннего металла.

Выводом из выступления кандидата исторических наук Алексея Тарасова, главного в республике специалиста по каменным топорам, можно считать признание факта, что около пяти тысяч лет назад потребности древних обитателей онежского региона в рубящих орудиях удовлетворялись в основном за счёт производства в одном небольшом центре в устье реки Шуи. Это обстоятельство, наряду с освоением специфической технологии и высоким качеством произведенных изделий позволяет говорить о сообществе местных мастеровых людей как отдельной социальной группе. А обилие ценных предметов на стоянке-мастерской «Фофаново XIII», возможно, свидетельствует о высоком социальном статусе её членов.

Сергей Хохлов


Публикации 2013 г.
Последние изменения: 13 декабря 2017