Научная деятельность

Наскальные изображения (Петроглифы) Карелии. 10

Ставшие нетленными наскальные образы еще убедительнее олицетворяли скрывавшиеся за ними сверхъестественные силы и возможности регулярного личного общения с ними.
По мере того как границы святилищ расширялись или смещались, появлялись все новые наскальные полотна. В итоге сформировались большие по площади и числу фигур комплексы. Навряд ли функционировали одновременно все их части. Скорее всего, основные обряды и действия тяготели к центру таких комплексов, а он со временем тоже смещался: на Онежском озере - с Бесова Носа на Пери Нос, а затем и к устью р. Водлы; в Беломорье - с Бесовых Следков на Залавругу.
Оба святилища нельзя назвать укромными или труднодоступными. Они находятся как раз в зоне промысловых угодий и лежат на основных путях сообщения, проходивших вдоль берега - и по воде, и по суше. При относительно слабой природной потаенности доступность святилищ для населения регулировалась характером обрядов, их периодичностью, традициями и т.д. Сами обряды совершались главным образом в весенне-летний сезон, когда наскальные полотна освобождались от снега, а уровень воды сохранялся в пределах нормы.
Наскальные полотна свидетельствуют о стремлении людей понять окружающий природный мир, выяснить, какие скрытые силы, связи и отношения стоят за природной действительностью, ее порою грозными стихийными проявлениями. С этой целью использовались приемы подобия, одушевления и персонификации. Отталкиваясь от известного, олицетворяя природу, наделяя ее собственными родовыми характеристиками и индивидуально-психологическими чертами, мобилизуя силу фантазии и воображения, они создавали вымышленный мир полуфантастических и фантастических образов, наделенных сверхъестественной силой и способностями.
Люди верили, что в основе явлений природы, особенно экстремальных, лежат таинственные духовные силы. Чтобы заручиться их помощью и поддержкой, следовало обнаружить и осознать такие силы, войти с ними в непосредственный личностный контакт. Наскальные изображения приоткрывали путь для подобного прямого контакта и общения. Так, хотя и в иллюзорной форме, достигалось согласие человека со средой обитания, смягчалось отчуждение социума и природы. Окружающий мир воспринимался как единое целое, связанное множеством видимых и невидимых нитей.
Объективно петроглифы способствовали упрочению социальных связей, закрепляли определенные нравственные нормы и установки, положительные знания и навыки, обогащали духовную жизнь людей, развивали интеллект. Потребовалась немалая мыслительная работа и опыт, чтобы перевести сложившиеся представления на плоскость скалы в виде наглядной, "картинной" информации. Выбитые силуэты не просто фиксировали тот или иной образ или объект поклонения, но помогали осознать смысл и содержание связанных с ними явлений. Отсюда стремление к повествованию, созданию развернутых композиций, своеобразных сцен-повествований. Желание лучше передать смысл запечатленных на скалах образов и сюжетов заставляло совершенствовать изобразительный язык, усиливать его выразительность. Наскальные изображения не могли не отразить и разную степень одаренности, подготовленности и умения самих мастеров.
В петроглифах Карелии отчетливо ощущается земная основа, широко используются образы реальной действительности: лесные и морские звери, птицы, люди, лодки, луки и гарпуны, следы и т.д. Но они лишь прототипы. Налицо и постоянные отступления от натуры. Отчетливо прослеживается тенденция к схематизации, стремление и умение выделить и вырезать изобразительными средствами главное. С помощью отдельных элементов и деталей ярче высвечиваются специфические особенности отдельных образов и сцен. На заключительном этапе схематизация изображений снова усиливается, беднее и однообразнее становится и их состав.
Обряды, в которых использовались петроглифы, вряд ли носили какой-то узко специализированный характер и были связаны только с магией, тотемизмом, анимизмом, другими верованиями. Скорее, в них нашел отражение их синтез. Здесь могли проводиться и инициации юношей, ритуальные действия посвященные началу или окончанию промыслового сезона, поклонение предкам и другие.
предыдущая | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | следующая


Проект "Петроглифы Карелии"
Последние изменения: 16 июля 2006