КарНЦ РАН в СМИ

Где наука и образование дополняют друг друга

"Карелия", №25 от 4 апреля 2013 г.

Будущие кадры инновационной России
Будущие кадры инновационной России
Если повышение качества образования, отвечающего требованиям инновационного развития экономики, – это один из приоритетов социально-экономической политики государства, то основная задача вузовской системы – подготовка кадров. Что нужно сделать, чтобы эти кадры отвечали задачам современности, чтобы не было сетований, что вузы готовят не тех и не так? Для реализации этой задачи на стыке XX-XXI веков в стране стала создаваться сеть научно-исследовательских, инновационных и образовательных центров. В дальнейшем принята федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Вследствие этого возможности и значение научно-образовательных центров существенным образом выросли.

Подготовка научных и научно-педагогических кадров требует взаимодействия научных организаций и образовательных учреждений. С этой целью научно-образовательные центры (НОЦ), тесно сотрудничающие с вузами, стали создаваться при научных организациях Российской академии наук. Деятельность подобных структур способствует обновлению научных и научно-педагогических кадров, стимулирует приток молодых людей в сферу науки. Благодаря системе НОЦ кадры готовятся не только для науки, но и для производственной сферы.

Эколого-биологический научно-образовательный центр при Институте биологии Карельского научного центра РАН явился одним из первых в своем роде. Сегодня его деятельность служит для многих подобных образований примером. Он был создан в 2000 году. Ежегодно здесь проходят специальную подготовку от 50 до 90 студентов из двух главных вузов республики – ПетрГУ и КГПА. Такая подготовка включает в себя освоение современных методов научных исследований, проведение учебных и производственных практик, работу с научной литературой, написание статей, подготовку выступлений и многое другое.

Наиболее способные студенты участвуют в научно-исследовательской работе и после окончания вуза принимаются в аспирантуру Института биологии. За последние десять лет здесь подготовлено девятнадцать аспирантов, успешно защитивших кандидатские диссертации. Аспиранты и молодые ученые становятся участниками научно-исследовательских проектов. Несколько бывших студентов, пройдя обучение в НОЦ и аспирантуре Института биологии, стали руководителями проектов ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Для повышения профессионального уровня молодые ученые и аспиранты проходят стажировки в ведущих научных центрах РФ и за рубежом. Деятельность НОЦ способствует также вовлечению в педагогическую деятельность сотрудников Института биологии, стимулирует их творческую активность.

Что же касается перспективы, то высказывается суждение, что НОЦы могут стать ключевым элементом системы образования, если оправдают свое предназначение.

Сергей Хохлов


Публикации 2013 г.
Последние изменения: 13 декабря 2017