КарНЦ РАН в СМИ

Облик будущего

"Карелия", №13 от 21 февраля 2013 г.

В марте текущего года завершается трехгодичный международный проект «Города у воды: новые возможности для развития бизнеса». Этот проект осуществлялся в рамках программы «Инструмент европейского партнерства и соседства «Карелия». 14–15 февраля в Петрозаводске состоялась итоговая конференция. В ней приняли участие деятели науки, архитекторы, представители органов местного самоуправления, организаций, работающих в сфере культуры и предпринимательства.

Посоревнуемся с финнами

Завершающийся проект предусматривал проработку градостроительных и маркетинговых решений, позволяющих с максимальной отдачей использовать преимущества прибрежного расположения городов. Помимо Петрозаводска в проекте участвовали города Сортавала, Йоэнсуу и Китее. Территориальное планирование было увязано с поиском перспектив ведения бизнеса и путей повышения привлекательности образов указанных городов.
В рамках проекта разработаны: маркетинговый план и градостроительная концепция развития прибрежных территорий Петрозаводска, концепция бренда Петрозаводска, рекомендации в области маркетинга и градостроительства для Сортавалы. Подобные документы подготовили для своих городов финны. Эта соревновательная составляющая позволит в будущем наши успехи в развитии прибрежных территорий сравнить с осуществлением финнами их собственных задумок. Этим европроект «Города у воды» выгодно отличался от многих подобных, в которых российской стороне часто отводилась пассивная ученическая роль.

Петрозаводск как «узловое место»
С интересным докладом на тему «Лучшие практики маркетинга прибрежных городов. Концепция брендинга Петрозаводска» выступил на пленарном заседании итоговой конференции исполняющий обязанности заместителя председателя Карельского научного центра РАН по научной работе Юрий Савельев.
Городской маркетинг на начальной стадии включает в себя поиск особенностей, выявление преимуществ, которыми не обладают другие территории, создание особого и неповторимого образа города. Затем происходит продвижение этого образа в массы с целью повышения привлекательности родных мест. Юрий Владимирович привел примеры, как те или иные образы могут приносить славу «городам у воды».
Одними из лучших по качеству жизни в США являются города Питтсбург и Кливленд. С чем же ассоциируются эти названия у американцев? Город Питтсбург, сравнимый по численности населения с Петрозаводском, ассоциируется со спортом, с большим хоккеем – именно там выступает команда Национальной хоккейной лиги «Пингвинз», трёхкратный обладатель Кубка Стэнли. Питтсбург славен также своим студенчеством, и там же располагается 42-этажный «храм науки», одна из визитных карточек богатого достопримечательностями города. А Кливленд заслуженно считается центром национальной медицины.
Специалисты по маркетингу придумывают особые «фишки», делающие тот или иной город узнаваемым и привлекательным. Так Мельбурн стал «зеленым городом», Копенгаген – «городом, открытым для тебя»… Маленький американский городок Панксатони ничем особенным не примечателен. Но и ему удалось прославиться и даже стать «метеорологической Меккой» благодаря сурку Филу, который «предсказывает» погоду.
Из российских городов Юрий Савельев привел в пример Пензу, ставшую «городом личных инициатив». Яркая запоминающаяся фраза и соответствующее ей графическое оформление стали идеологией местного городского управления. Город вынужден постоянно помнить свой лозунг и поддерживать все мало-мальски полезные личные начинания.
Задумались об уникальности лица города Петрозаводска и участники проекта «Города у воды». Какая яркая и запоминающаяся фраза могла бы стать его визитной карточкой? (На конференции употреблялось модное слово «бренд», ну да простят меня участники проекта, я стараюсь это слово избегать, поскольку в русском языке существуют равноценные и даже более подходящие по смыслу синонимы).
Решили, что в основу концепции узнаваемого образа Петрозаводска должны быть заложены следующие тематические составляющие – совмещение старого и нового в архитектуре, активное использование в развитии города водного пространства, создание новых технологических продуктов и архитектурных решений. Чем увязать многообразие этих идей в краткой фразе? Может быть, узлом? Так родился оборот – Петрозаводск как «узловое место».
Осмелюсь предположить, что образ Петрозаводска как «узлового места» представляется не вполне удачным и вряд ли завоюет сердца. Он, например, может ассоциироваться с узловой станцией на железной дороге. Таких станций у нас множество. А тут нужна изюминка! Поиск ключевой фразы – это, возможно, тот случай, когда следует обратиться за помощью к горожанам. Столько ярких образов может родиться! Мне лично Петрозаводск представляется воротами в край белых ночей. У Пушкина, если его перефразировать, получилось бы: «Петрозаводск – озерных стран краса и диво»

Приближение к воде
В рамках завершившегося проекта разработаны рекомендации по пространственному планированию и благоустройству прибрежных территорий перечисленных выше городов. Для Петрозаводска разработана архитектурная концепция «Город у воды». Архитекторы, заглядывая на многие годы вперед, показывают, каким может стать наш город, если будет развиваться в соответствии с их видением.
Береговая линия Онежского озера в границах городского округа, имеющая 20-километровую протяженность, может стать зоной, предназначенной для спорта, отдыха, восстановления жизненного тонуса и развлечений. Здесь расположатся парки, скверы, декоративные газоны, протянутся пешеходные тропы и велодорожки, на водной акватории появятся многочисленные стоянки для яхт, лодок и катеров.
Если будущее нашего города будет именно таким, каким его видят архитекторы, антропогенная нагрузка на Петрозаводскую губу Онежского озера возрастет многократно. Об экологических рисках и цивилизованно обустроенном прибрежном пространстве говорил в своем выступлении главный архитектор города Петрозаводска Владислав Куспак. И представляется очень важным, чтобы задолго до застройки прибрежной полосы и массового освоения водного пространства была организована кампания по повышению экологической культуры населения. Иначе все нынешние восторги от идеи приближения города к воде могут обернуться в будущем экологической катастрофой (не надо забывать, что из того же бассейна город берет воду для питья).

Маленькая кукла в большой матрешке
– Многие сомневались в реальности успеха проекта «Города у воды», – сказал, подводя итог двухлетней работе, начальник управления экономики и инвестиционной политики администрации Петрозаводска Сергей Филин, – боялись, что все может быть сведено к «скамейкам у нашего подъезда». К счастью, удалось оторваться от дорогих нам скамеек и в хорошем смысле взглянуть в будущее. Эти смелые подходы, которые предлагают архитекторы, мне как горожанину импонируют… Полагаю, что было бы полезным объединить предложенную архитектурную концепцию и концепцию социально-экономического развития города.
Мысль Сергея Филина по поводу успешности проекта дополнил своим замечанием директор Бизнес-инкубатора Василий Николаев:
– Хочу заметить, что не все из намеченных задач удалось осуществить, поскольку мы уперлись в сопротивление собственников земельных участков в прибрежной полосе… В качестве рекомендации конференции хотелось бы обратиться к администрации города с предложением четко обозначить свою позицию в отношении собственников прибрежных участков и тенденции их использования. Иначе предложения концепции не будет возможности реализовать.
Председатель Карельского научного центра РАН Александр Титов, который вел заключительное заседание, нашел меткий образ для иллюстрации сказанного:
– Каждый собственник, формулируя для себя свою собственную стратегию, должен понимать, что это маленькая кукла в большой матрешке.
В заключение Александр Федорович согласился с тем, что участники проекта «Города у воды» проделали огромную работу:
– Сегодня нам открылся образ будущего нашего города. Так или как-то иначе будет реализовано то, что мы наметили, – не самое важное. Главное, мы эту работу начали. При этом понимаем, что, расходясь по своим подъездам, мы вновь и вновь будем собираться на общих скамейках…

Сергей Хохлов


Публикации 2013 г.
Последние изменения: 4 июля 2013