На открытии VII Съезда Паразитологического общества
16 октября 2023
В Петрозаводске открылся VII Съезд Паразитологического общества

В Карельском научном центре РАН проходит VII Съезд Паразитологического общества. В нем принимают участие более двухсот исследователей со всей страны — от Калининграда до Владивостока, а также из Беларуси, Вьетнама и Азербайджана. Ученые обсудят биологические основы медицинской и ветеринарной паразитологии, жизненные циклы и адаптации паразитов растений и животных, молекулярные и биохимические взаимоотношения в системе «паразит – хозяин», современные методы исследования и другие вопросы.
Проблемы современной паразитологии затрагивают многие аспекты здоровья и хозяйственной деятельности человека: от борьбы с паразитами-вредителями сельскохозяйственных культур до медико-ветеринарных проблем, связанных с паразитарными заболеваниями.

Паразитологическое общество — научно-общественная организация, которая создавалась более 30 лет назад с целью объединить специалистов, работающих в разных областях этой научной дисциплины. Среди задач общества: пропаганда знаний по паразитологии, стимулирование теоретических исследований, внедрение новых технологий, обновление списка зарегистрированных в России видов паразитов животных и растений.

Съезды Паразитологического общества проводятся раз в пять лет. Карельский научный центр РАН принимает участников второй раз.

— У мероприятия очень большой географический охват: приехали специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска, Владивостока, Калининграда, Краснодара, Красноярска, Тюмени, Архангельска, Якутска и других городов. В этом и есть задача нашего общества — сплотить тех, кто занимается паразитологией в России. Это не только доклады, но дискуссии и знакомства, что особенно важно для молодых ученых, — подчеркнул Кирилл Галактионов, президент Паразитологического общества, заведующий лабораторией по изучению паразитических червей и протистов ЗИН РАН.

Выступает президент Паразитологического общества Кирилл Галактионов

В Институте биологии КарНЦ РАН действует лаборатория паразитологии животных и растений. Паразитологические исследования начались со дня основания института и ведутся уже более 70 лет.

— За это время у нас сформировалась очень сильная научная школа. Сотрудники лаборатории паразитологии животных и растений вносят значительный вклад в развитие этой области знания, что подтверждает выбор места проведения съезда. Желаю плодотворной работы, новых научных идей, знакомств и успешного обсуждения, — подчеркнула в своем приветственном слове заместитель директора по научной работе Института биологии КарНЦ РАН Наталья Казнина.

Научную школу экологической паразитологии в Карелии представляют высококвалифицированные специалисты, работающие над решением широкого спектра фундаментальных и прикладных задач. В лаборатории проводятся исследования паразитических организмов, обитающих на животных и растениях в условиях Европейского Севера (паразиты рыб, птиц и мелких млекопитающих, кровососущие членистоногие, фитогельминты), сообществ почвенных нематод, изучаются биогеографические и эколого-популяционные аспекты паразитарных систем водных и наземных сообществ Европейского Севера.

Результаты работы карельских ученых имеют высокую теоретическую значимость и находят свое отражение в монографиях и статьях в российских и международных журналах. Практические рекомендации паразитологов широко применяются в природопользовании, ветеринарии и сельском хозяйстве, ежегодно публикуются в Государственном докладе о состоянии окружающей среды Республики Карелия. Подробнее об исследованиях ученых рассказал в ходе пленарного заседания главный научный сотрудник Института биологии КарНЦ РАН, вице-президент Паразитологического общества Евгений Иешко.

Главный научный сотрудник Института биологии КарНЦ РАН, вице-президент Паразитологического общества Евгений Иешко рассказал о работе школы экологической паразитологии в Карелии
Главный научный сотрудник лаборатории паразитологии животных и растений Института биологии КарНЦ РАН Евгений Иешко

В рамках съезда запланированы пленарные доклады и работа секций по разным направлениям паразитологии: проблемам аквакультуры и болезней рыб, ветеринарной паразитологии, паразитам сельскохозяйственных животных, экологической и эволюционной паразитологии, современным концепциям паразитологии и другим.
За работой – Алексей Паршуков, старший научный сотрудник лаборатории паразитологии животных и растений Института биологии КарНЦ РАН