Лесной северный олень занесен в Красные книги Республики Карелия и Российской Федерации. Для сохранения животного важно знать его приоритеты в выборе местообитаний, особенно на уже трансформированных территориях. Целью работы ученых было определить, как олень использует разные типы ландшафтов, на которых в прошлом на протяжении длительного времени проводились интенсивные рубки. Для этого зоологи использовали данные о перемещениях трех самок – важенок, помеченных GPS-ошейниками, по территории Лоухского и Кемского районов Карелии в течение трех лет.
– Мы распределили местообитания оленя по категориям: вырубки разного возраста, малонарушенные леса, болота, озера. И затем проанализировали их использование разными методами математического анализа, – рассказал Данила Панченко, старший научный сотрудник Института биологии КарНЦ РАН, руководитель исследования.

Старший научный сотрудник лаборатории зоологии ИБ КарНЦ РАН Данила Панченко
проверяет фотоловушку. Фото: К. Тирронен / ИБ КарНЦ РАН
Результаты показали, что в течение всего года меченые ошейниками важенки проводили в малонарушенных лесах более трети времени, даже несмотря на небольшую долю таких местообитаний на изучаемом участке.
– Что касается вырубок, то сведение высоковозрастных лесов негативно отражается на благополучие животных. В первую очередь, речь идет об утрате характерных местообитаний. Вырубки в летний период приводят к практически полному уничтожению лесной подстилки. В результате утрачивается кормовая база для оленя – лишайники, кустарничковая растительность. Помимо снижения кормовой емкости угодий, изменяются и их защитные свойства. На открытом пространстве оленю сложнее скрыться от хищника или браконьера. Опять же, снеговые условия на вырубках другие: снежный покров может быть выше, чем в лесу, и животным сложнее передвигаться, – пояснил ученый.

Лесной северный олень. Изображение получено с помощью фотоловушки
Исследование проводится в рамках проекта по гранту Российского научного фонда № 24-24-00420 «Формирование популяционно-генетической структуры редких видов копытных млекопитающих в условиях усиливающегося антропогенного воздействия на примере лесного северного оленя Северо-Запада России».
Сегодня численность популяции лесного северного оленя в Карелии остается на стабильно низком уровне: ученые предполагают, что их насчитывается порядка двух тысяч особей (для сравнения: в конце 1980-х было более шести тысяч). Для сохранения зверя необходимо, с одной стороны, бороться с браконьерством, с другой – обеспечить сохранение малонарушенных лесов в местах обитания животных и исключить эти участки из хозяйственного освоения.
– Малонарушенные леса необходимо сохранять. Сейчас один из способов – особо защитные участки леса. В таком статусе можно сохранять важные для оленя территории. Пока в Карелии такой практики еще не было, но мы планируем этим заняться. В идеале, конечно, создать сеть больших особо охраняемых природных территорий в разных частях республики, потому что в процессе жизненного цикла олени осваивают обширные пространства. Существующие ООПТ, такие как национальные парки «Паанаярви», «Калевальский» и Костомукшский заповедник, имеют огромное значение – это действующие резерваты, сохраняющие местообитания и самих лесных северных оленей в Карелии. Но сейчас также необходимо организовать ООПТ и в других частях республики, – добавил Данила Панченко.
Ранее исследователи отмечали: резкое сокращение поголовья лесного северного оленя в 1990-х годах привело к фрагментации области его распространения на Северо-Западе России. Это может вызвать уменьшение генетического разнообразия и снижение жизнеспособности особей вследствие инбридинга – скрещивания близкородственных форм в пределах одной популяции.
«Создание сети охраняемых участков в пределах основных очагов обитания, а также на путях сезонных миграций этого уязвимого вида позволит обеспечить взаимосвязь группировок Rangifer tarandus fennicus в разных частях его ареала», – резюмировали авторы научной статьи.









