Новости
4 апреля 2022
Математики Карельского научного центра РАН приступили к созданию программной системы, позволяющей моделировать транспортную ситуацию в городе в режиме реального времени. С практической точки зрения, она поможет управлять конкретными транспортными потоками, чтобы улучшить ситуацию на дорогах, с научной – поставит перед учеными новые задачи в области теории игр.
Группа ученых под руководством директора Института прикладных математических исследований Карельского научного центра РАН (ИПМИ КарНЦ РАН) Владимира Мазалова реализует проект «Разработка и исследование математических моделей и программ нахождения равновесия транспортных потоков и оптимизации транспортной сети на примере Петрозаводска».

Результатом этой работы станет математическая модель транспортной системы города, которая позволит анализировать конкурентное поведение транспортных компаний и оценивать интенсивность потоков частного и пассажирского транспорта в той или иной ситуации. На основе разносторонних данных математики найдут условия, при которых на дорогах будет достигаться оптимум социальных затрат. Также с помощью этих и других решений планируется смоделировать оптимизацию транспортной сети для пилотной области города.

На первом этапе математики создали транспортный граф, то есть модель из множества вершин и соединяющих их рёбер, наложенный на карту города. Каждая вершина в нем – это перекресток, ребра – соединяющие их дороги. Схема включает в себя 730 перекрестков и около 1,5 тыс. ребер. Следующим этапом станет разработка матрицы корреспонденций – ученым предстоит узнать, сколько людей выезжают из одного района и приезжают в другой и какой маршрут выбирают для этого. Здесь не обойтись без опроса горожан. Имея достаточное для математической обработки количество ответов, ученые применят к нему статистические методы и получат картину по городу. Также они будут фиксировать текущий поток, определять вероятные задержки на маршрутах. В работе будет учитываться информация с камер наблюдения, открытые данные о количестве жильцов домов, числе предприятий и их работников и многое другое.

Созданная система о текущей ситуации позволит разыгрывать разные сценарии. Как распределятся потоки и где возникнут пробки, если перекрыть тот или иной участок? Улучшит ли ситуацию строительство новой дороги? А, может, оно приведет к возникновению парадокса Браесса, когда добавление дополнительных мощностей в сеть не помогает, а, напротив, снижает общую производительность? Таким примером может служить Гоголевский мост. Математическое моделирование сценариев поможет при принятии важных управленческих решений.

Сейчас в Петрозаводске ведется масштабная работа над транспортной реформой. Сотрудники ИПМИ КарНЦ РАН входят в рабочую группу при администрации города по этому вопросу.

Владимир Мазалов, директор Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН

Разработка интересна ученым и в плане фундаментальной науки, в частности, в области теории игр. Так называют раздел математики, в котором идет поиск решений конфликтов между игроками – участниками какой-либо системы – и оптимальной стратегии их действий. Владимир Мазалов – известный в мире специалист в этой области.

– Сама структура нашего графа очень интересна, и мы будем его исследовать математически. К примеру, существует принцип Вардропа. Он заключается в том, что транспортные и пассажирские потоки находятся в равновесии, при этом все участники конкурируют между собой и каждый сам выбирает оптимальное время в пути. Нам же нужно найти условия, при которых это эгоистическое поведение даст социальный оптимум, – пояснил руководитель.

Управлять потоками можно с помощью экстерналий или внешних эффектов. Ими могут быть элементы централизованного управления, включенные, например, в правила дорожного движения – знаки ограничения скорости, регулируемые светофоры и т.д., политику ценообразования на общественный транспорт или топливо и многое другое. Математики просчитывают, как введение тех или иных экстерналий действует на поведение участников движения и ситуацию на дорогах. В марте в международном журнале Optimization Letters на эту тему вышла научная статья участников проекта.

– Мы рассматривали влияние на равновесие и социальный оптимум правил дорожного движения на параллельных маршрутах. Например, что касается полос движения на трассе: если разрешить определенному проценту грузовых автомобилей выезжать на вторую полосу, конкуренция даст социальный оптимум и скорость потока увеличится. По такому же принципу в городах создают отдельную полосу для автобусов. Такие экстерналии нужно знать и уметь ими управлять, – отметил Владимир Мазалов.

Проект карельских математиков поддержан Российским научным фондом в рамках регионального конкурса. Завершить работу планируется в 2024 году.

UPD 6.04.2022

Горожане могут помочь карельским математикам в создании системы для моделирования транспортной ситуации в Петрозаводске. Пожалуйста, примите участие в коротком анонимном опросе по ссылке.

Смотрите также:

Отбор почв в Паанаярви
14 августа 2025
Карельские ученые возобновили наблюдения за лесными экосистемами в Национальном парке «Паанаярви»

Ученые Отдела комплексных научных исследований КарНЦ РАН провели экспедицию в Национальный парк «Паанаярви», в ходе которой получили возможность исследовать биологическое разнообразие арктической зоны, а также сравнить развитие природного комплекса северной тайги в нетронутом лесохозяйственной деятельностью массиве и в лесах, где влияние человека более заметно.
"Докембрийский саммит - 2025"
12 августа 2025
«Докембрийский саммит-2025» открылся в Петрозаводске

В Институте геологии КарНЦ РАН 11 августа открылась научная конференция, посвященная ранней истории планеты - «Докембрийский саммит-2025» (Precambrian summit-2025).
Древние проявления жизни обнаружены в скальных обнажениях на берегах и островах озера Сундозеро в Кондопожском районе
8 августа 2025
Карельский ученый создает 3D-модели древних строматолитов

Строматолиты – это удивительные ископаемые, постройки древних цианобактерий, образовавшиеся на мелководье водоемов миллиарды лет назад. Геологи находят их чаще всего в карбонатных горных породах: доломитах и известняках. Одни из самых ранних строматолитов обнаружены и изучены в Карелии. Сегодня их исследование вышло на новый этап: молодой ученый Института геологии КарНЦ РАН Андрей Лютиков разработал метод 3D-моделирования построек.
Геологический саммит
7 августа 2025
Научная конференция «Докембрийский саммит-2025» пройдет в Петрозаводске

Геологическая конференция "Докембрийский саммит-2025" (Precambrian summit-2025) пройдет в Карельском Научном Центре Российской академии наук с 11 по 17 августа. В ходе научной конференции, организованной Институтом геологии КарНЦ РАН, ученые обменяются опытом и обсудят результаты исследований ранней истории планеты, получившиеся за последние годы.
Серый волк (Canis lupus) в лесу в Карелии. Фото: Данила Панченко / Институт биологии КарНЦ РАН
1 августа 2025
Ученые впервые обнаружили гибридов волка и собаки в дикой природе Карелии

Генетическое исследование волков, добытых охотниками в Карелии, показало: в популяции начали появляться гибриды как результат скрещивания диких животных с собаками. По мнению ученых, это может происходить из-за пресса охоты – так вид стремится сохраниться. Однако гибридизация и инбридинг – скрещивание близкородственных особей – угрожают существованию популяции в целом. При этом волки играют в природе важную экологическую роль.