Новости
4 апреля 2022
Математики Карельского научного центра РАН приступили к созданию программной системы, позволяющей моделировать транспортную ситуацию в городе в режиме реального времени. С практической точки зрения, она поможет управлять конкретными транспортными потоками, чтобы улучшить ситуацию на дорогах, с научной – поставит перед учеными новые задачи в области теории игр.
Группа ученых под руководством директора Института прикладных математических исследований Карельского научного центра РАН (ИПМИ КарНЦ РАН) Владимира Мазалова реализует проект «Разработка и исследование математических моделей и программ нахождения равновесия транспортных потоков и оптимизации транспортной сети на примере Петрозаводска».

Результатом этой работы станет математическая модель транспортной системы города, которая позволит анализировать конкурентное поведение транспортных компаний и оценивать интенсивность потоков частного и пассажирского транспорта в той или иной ситуации. На основе разносторонних данных математики найдут условия, при которых на дорогах будет достигаться оптимум социальных затрат. Также с помощью этих и других решений планируется смоделировать оптимизацию транспортной сети для пилотной области города.

На первом этапе математики создали транспортный граф, то есть модель из множества вершин и соединяющих их рёбер, наложенный на карту города. Каждая вершина в нем – это перекресток, ребра – соединяющие их дороги. Схема включает в себя 730 перекрестков и около 1,5 тыс. ребер. Следующим этапом станет разработка матрицы корреспонденций – ученым предстоит узнать, сколько людей выезжают из одного района и приезжают в другой и какой маршрут выбирают для этого. Здесь не обойтись без опроса горожан. Имея достаточное для математической обработки количество ответов, ученые применят к нему статистические методы и получат картину по городу. Также они будут фиксировать текущий поток, определять вероятные задержки на маршрутах. В работе будет учитываться информация с камер наблюдения, открытые данные о количестве жильцов домов, числе предприятий и их работников и многое другое.

Созданная система о текущей ситуации позволит разыгрывать разные сценарии. Как распределятся потоки и где возникнут пробки, если перекрыть тот или иной участок? Улучшит ли ситуацию строительство новой дороги? А, может, оно приведет к возникновению парадокса Браесса, когда добавление дополнительных мощностей в сеть не помогает, а, напротив, снижает общую производительность? Таким примером может служить Гоголевский мост. Математическое моделирование сценариев поможет при принятии важных управленческих решений.

Сейчас в Петрозаводске ведется масштабная работа над транспортной реформой. Сотрудники ИПМИ КарНЦ РАН входят в рабочую группу при администрации города по этому вопросу.

Владимир Мазалов, директор Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН

Разработка интересна ученым и в плане фундаментальной науки, в частности, в области теории игр. Так называют раздел математики, в котором идет поиск решений конфликтов между игроками – участниками какой-либо системы – и оптимальной стратегии их действий. Владимир Мазалов – известный в мире специалист в этой области.

– Сама структура нашего графа очень интересна, и мы будем его исследовать математически. К примеру, существует принцип Вардропа. Он заключается в том, что транспортные и пассажирские потоки находятся в равновесии, при этом все участники конкурируют между собой и каждый сам выбирает оптимальное время в пути. Нам же нужно найти условия, при которых это эгоистическое поведение даст социальный оптимум, – пояснил руководитель.

Управлять потоками можно с помощью экстерналий или внешних эффектов. Ими могут быть элементы централизованного управления, включенные, например, в правила дорожного движения – знаки ограничения скорости, регулируемые светофоры и т.д., политику ценообразования на общественный транспорт или топливо и многое другое. Математики просчитывают, как введение тех или иных экстерналий действует на поведение участников движения и ситуацию на дорогах. В марте в международном журнале Optimization Letters на эту тему вышла научная статья участников проекта.

– Мы рассматривали влияние на равновесие и социальный оптимум правил дорожного движения на параллельных маршрутах. Например, что касается полос движения на трассе: если разрешить определенному проценту грузовых автомобилей выезжать на вторую полосу, конкуренция даст социальный оптимум и скорость потока увеличится. По такому же принципу в городах создают отдельную полосу для автобусов. Такие экстерналии нужно знать и уметь ими управлять, – отметил Владимир Мазалов.

Проект карельских математиков поддержан Российским научным фондом в рамках регионального конкурса. Завершить работу планируется в 2024 году.

UPD 6.04.2022

Горожане могут помочь карельским математикам в создании системы для моделирования транспортной ситуации в Петрозаводске. Пожалуйста, примите участие в коротком анонимном опросе по ссылке.

Смотрите также:

Организаторы и участники проекта – представители отдела международного сотрудничества и Института водных проблем Севера КарНЦ РАН
21 ноября 2025
Карельский научный центр РАН проведет школу для молодых ученых из стран СНГ по изучению водных экосистем

Карельский научный центр РАН совместно с Ассоциацией «Север-Центр» организует международную школу «Под давлением глобальных изменений климата: молодежная сеть изучения водных экосистем», слушателями которой станут молодые исследователи из стран СНГ. Проект вошел в число победителей грантового конкурса Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова.
Слева направо: руководитель КарНЦ РАН Ольга Бахмет, министр сельского и рыбного хозяйства РК Ольга Палкина, начальник отдела Минсельхоза Карелии Андрей Левоев
18 ноября 2025
Глава Минсельхоза Карелии Ольга Палкина оценила научный потенциал КарНЦ РАН в сфере агро- и биотехнологий

Министр сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия Ольга Палкина посетила научные подразделения ОКНИ КарНЦ РАН в Вилге: лабораторию агротехнологий «Вилга», лабораторию биотехнологий растений и лабораторию мониторинга парниковых газов. Ученые проводят исследования по приоритетным направлениям, имеющим стратегическое значение для сельского хозяйства региона.
Форум «Карелия 2025»
16 ноября 2025
Сотрудники контрактной службы КарНЦ приняли участие в форуме «Карелия 2025»

Помощник генерального директора КарНЦ РАН Любовь Швецова и сотрудники контрактной службы научного центра приняли участие в форуме «Карелия 2025», состоявшемся в Петрозаводске. Специалисты КарНЦ РАН участвовали в дискуссиях, посвященных развитию контрактной службы, закупкам в строительстве, здравоохранении и в сфере IT технологий.
Константин Тирронен, заведующий лабораторией зоологии ИБ КарНЦ РАН
14 ноября 2025
Карельские зоологи выяснили, как популяция волка поддерживает свою жизнеспособность в современных условиях

Заседание Ученого совета КарНЦ РАН состоялось 14 ноября. Оно открылось вручением исследователям наград Минобрнауки России, РАН и Главы Республики Карелия. В рамках научной повестки доклад об изменениях в популяционно-генетической структуре населения волка в результате интенсификации охоты представил заведующий лабораторией зоологии ИБ КарНЦ РАН Константин Тирронен.
Подписание соглашения между ПОРА и КарНЦ РАН
14 ноября 2025
ПОРА и Карельский научный центр РАН подписали соглашение о сотрудничестве

14 ноября в Петрозаводске Карельский научный центр Российской академии наук и Проектный офис развития Арктики (ПОРА) заключили соглашение о стратегическом партнёрстве. Документ подписали генеральный директор ПОРА Максим Данькин и и.о. генерального директора КарНЦ РАН Ольга Бахмет.