Новости
4 апреля 2022
Математики Карельского научного центра РАН приступили к созданию программной системы, позволяющей моделировать транспортную ситуацию в городе в режиме реального времени. С практической точки зрения, она поможет управлять конкретными транспортными потоками, чтобы улучшить ситуацию на дорогах, с научной – поставит перед учеными новые задачи в области теории игр.
Группа ученых под руководством директора Института прикладных математических исследований Карельского научного центра РАН (ИПМИ КарНЦ РАН) Владимира Мазалова реализует проект «Разработка и исследование математических моделей и программ нахождения равновесия транспортных потоков и оптимизации транспортной сети на примере Петрозаводска».

Результатом этой работы станет математическая модель транспортной системы города, которая позволит анализировать конкурентное поведение транспортных компаний и оценивать интенсивность потоков частного и пассажирского транспорта в той или иной ситуации. На основе разносторонних данных математики найдут условия, при которых на дорогах будет достигаться оптимум социальных затрат. Также с помощью этих и других решений планируется смоделировать оптимизацию транспортной сети для пилотной области города.

На первом этапе математики создали транспортный граф, то есть модель из множества вершин и соединяющих их рёбер, наложенный на карту города. Каждая вершина в нем – это перекресток, ребра – соединяющие их дороги. Схема включает в себя 730 перекрестков и около 1,5 тыс. ребер. Следующим этапом станет разработка матрицы корреспонденций – ученым предстоит узнать, сколько людей выезжают из одного района и приезжают в другой и какой маршрут выбирают для этого. Здесь не обойтись без опроса горожан. Имея достаточное для математической обработки количество ответов, ученые применят к нему статистические методы и получат картину по городу. Также они будут фиксировать текущий поток, определять вероятные задержки на маршрутах. В работе будет учитываться информация с камер наблюдения, открытые данные о количестве жильцов домов, числе предприятий и их работников и многое другое.

Созданная система о текущей ситуации позволит разыгрывать разные сценарии. Как распределятся потоки и где возникнут пробки, если перекрыть тот или иной участок? Улучшит ли ситуацию строительство новой дороги? А, может, оно приведет к возникновению парадокса Браесса, когда добавление дополнительных мощностей в сеть не помогает, а, напротив, снижает общую производительность? Таким примером может служить Гоголевский мост. Математическое моделирование сценариев поможет при принятии важных управленческих решений.

Сейчас в Петрозаводске ведется масштабная работа над транспортной реформой. Сотрудники ИПМИ КарНЦ РАН входят в рабочую группу при администрации города по этому вопросу.

Владимир Мазалов, директор Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН

Разработка интересна ученым и в плане фундаментальной науки, в частности, в области теории игр. Так называют раздел математики, в котором идет поиск решений конфликтов между игроками – участниками какой-либо системы – и оптимальной стратегии их действий. Владимир Мазалов – известный в мире специалист в этой области.

– Сама структура нашего графа очень интересна, и мы будем его исследовать математически. К примеру, существует принцип Вардропа. Он заключается в том, что транспортные и пассажирские потоки находятся в равновесии, при этом все участники конкурируют между собой и каждый сам выбирает оптимальное время в пути. Нам же нужно найти условия, при которых это эгоистическое поведение даст социальный оптимум, – пояснил руководитель.

Управлять потоками можно с помощью экстерналий или внешних эффектов. Ими могут быть элементы централизованного управления, включенные, например, в правила дорожного движения – знаки ограничения скорости, регулируемые светофоры и т.д., политику ценообразования на общественный транспорт или топливо и многое другое. Математики просчитывают, как введение тех или иных экстерналий действует на поведение участников движения и ситуацию на дорогах. В марте в международном журнале Optimization Letters на эту тему вышла научная статья участников проекта.

– Мы рассматривали влияние на равновесие и социальный оптимум правил дорожного движения на параллельных маршрутах. Например, что касается полос движения на трассе: если разрешить определенному проценту грузовых автомобилей выезжать на вторую полосу, конкуренция даст социальный оптимум и скорость потока увеличится. По такому же принципу в городах создают отдельную полосу для автобусов. Такие экстерналии нужно знать и уметь ими управлять, – отметил Владимир Мазалов.

Проект карельских математиков поддержан Российским научным фондом в рамках регионального конкурса. Завершить работу планируется в 2024 году.

UPD 6.04.2022

Горожане могут помочь карельским математикам в создании системы для моделирования транспортной ситуации в Петрозаводске. Пожалуйста, примите участие в коротком анонимном опросе по ссылке.

Смотрите также:

Участники совещания директоров федеральных исследовательских центров в Казани. Фото пресс-службы Казанского научного центра РАН
17 сентября 2025
Член-корреспондент РАН Ольга Бахмет: «Создание ассоциации федеральных исследовательских центров поможет в решении общих проблем»

Генеральный директор КарНЦ РАН Ольга Бахмет приняла участие в совещании руководителей федеральных исследовательских центров, которое состоялось в Республике Татарстан в рамках мероприятий, посвященных юбилею Казанского научного центра РАН. На нем обсуждались общие для научных организаций в регионах вопросы, в том числе возможность создания ассоциации Центров.
Национальный парк "Паанаярви"
16 сентября 2025
В Национальном парке «Паанаярви» стартует комплексный мониторинг природных объектов для сохранения биоразнообразия

Проект «Арктическая природа в Национальном парке "Паанаярви"» стал победителем первого конкурса грантов Президентского фонда природы. Он направлен на сохранение уникальных арктических экосистем, представленных в парке. Для этого исследователям предстоит собрать актуальную информацию о биоразнообразии «Паанаярви», в том числе о состоянии редких и охраняемых видов, и влиянии антропогенной нагрузки на природные объекты.
Карельский научный центр РАН
15 сентября 2025
В КарНЦ РАН стартовал дополнительный набор в аспирантуру

Дополнительный прием на обучение по программам аспирантуры на 2025/2026 учебный год объявили в КарНЦ РАН. Будущих аспирантов ждут на бюджетное обучение по трем научным специальностям.
Научно-исследовательское судно "Посейдон" в Ладожских шхерах
11 сентября 2025
Ученые проводят комплексный мониторинг экосистем Национального парка «Ладожские шхеры»

Комплексную экспедицию в Национальный парк «Ладожские шхеры» совершили специалисты нескольких подразделений КарНЦ РАН на научно-исследовательском судне «Посейдон». В центре внимания – растительный и животный мир парка. Ученые составляют современные карты лесного покрова и его динамики, выявляют редкие виды и оценивают влияние человека на природные экосистемы. Результаты этой работы применимы для планирования хозяйственной и рекреационной деятельностью ООПТ.
Участники экспедиции (слева направо): фольклорист Мария Кундозерова, антрополог Никита Петров, историк Александр Кривоноженко и языковед Наталия Пеллинен
10 сентября 2025
Карельские ученые совершили экспедицию по следам Элиаса Лённрота и Инто Конрада Инхи

Сотрудники Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН совершили экспедицию по северным районам Карелии, посетив места, где в XIX веке путешествовал собиратель карельских рун и создатель эпоса «Калевала» Элиас Лённрот, а также известный финский журналист и фотограф Инто Конрад Инха.