Новости
4 апреля 2022
Математики Карельского научного центра РАН приступили к созданию программной системы, позволяющей моделировать транспортную ситуацию в городе в режиме реального времени. С практической точки зрения, она поможет управлять конкретными транспортными потоками, чтобы улучшить ситуацию на дорогах, с научной – поставит перед учеными новые задачи в области теории игр.
Группа ученых под руководством директора Института прикладных математических исследований Карельского научного центра РАН (ИПМИ КарНЦ РАН) Владимира Мазалова реализует проект «Разработка и исследование математических моделей и программ нахождения равновесия транспортных потоков и оптимизации транспортной сети на примере Петрозаводска».

Результатом этой работы станет математическая модель транспортной системы города, которая позволит анализировать конкурентное поведение транспортных компаний и оценивать интенсивность потоков частного и пассажирского транспорта в той или иной ситуации. На основе разносторонних данных математики найдут условия, при которых на дорогах будет достигаться оптимум социальных затрат. Также с помощью этих и других решений планируется смоделировать оптимизацию транспортной сети для пилотной области города.

На первом этапе математики создали транспортный граф, то есть модель из множества вершин и соединяющих их рёбер, наложенный на карту города. Каждая вершина в нем – это перекресток, ребра – соединяющие их дороги. Схема включает в себя 730 перекрестков и около 1,5 тыс. ребер. Следующим этапом станет разработка матрицы корреспонденций – ученым предстоит узнать, сколько людей выезжают из одного района и приезжают в другой и какой маршрут выбирают для этого. Здесь не обойтись без опроса горожан. Имея достаточное для математической обработки количество ответов, ученые применят к нему статистические методы и получат картину по городу. Также они будут фиксировать текущий поток, определять вероятные задержки на маршрутах. В работе будет учитываться информация с камер наблюдения, открытые данные о количестве жильцов домов, числе предприятий и их работников и многое другое.

Созданная система о текущей ситуации позволит разыгрывать разные сценарии. Как распределятся потоки и где возникнут пробки, если перекрыть тот или иной участок? Улучшит ли ситуацию строительство новой дороги? А, может, оно приведет к возникновению парадокса Браесса, когда добавление дополнительных мощностей в сеть не помогает, а, напротив, снижает общую производительность? Таким примером может служить Гоголевский мост. Математическое моделирование сценариев поможет при принятии важных управленческих решений.

Сейчас в Петрозаводске ведется масштабная работа над транспортной реформой. Сотрудники ИПМИ КарНЦ РАН входят в рабочую группу при администрации города по этому вопросу.

Владимир Мазалов, директор Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН

Разработка интересна ученым и в плане фундаментальной науки, в частности, в области теории игр. Так называют раздел математики, в котором идет поиск решений конфликтов между игроками – участниками какой-либо системы – и оптимальной стратегии их действий. Владимир Мазалов – известный в мире специалист в этой области.

– Сама структура нашего графа очень интересна, и мы будем его исследовать математически. К примеру, существует принцип Вардропа. Он заключается в том, что транспортные и пассажирские потоки находятся в равновесии, при этом все участники конкурируют между собой и каждый сам выбирает оптимальное время в пути. Нам же нужно найти условия, при которых это эгоистическое поведение даст социальный оптимум, – пояснил руководитель.

Управлять потоками можно с помощью экстерналий или внешних эффектов. Ими могут быть элементы централизованного управления, включенные, например, в правила дорожного движения – знаки ограничения скорости, регулируемые светофоры и т.д., политику ценообразования на общественный транспорт или топливо и многое другое. Математики просчитывают, как введение тех или иных экстерналий действует на поведение участников движения и ситуацию на дорогах. В марте в международном журнале Optimization Letters на эту тему вышла научная статья участников проекта.

– Мы рассматривали влияние на равновесие и социальный оптимум правил дорожного движения на параллельных маршрутах. Например, что касается полос движения на трассе: если разрешить определенному проценту грузовых автомобилей выезжать на вторую полосу, конкуренция даст социальный оптимум и скорость потока увеличится. По такому же принципу в городах создают отдельную полосу для автобусов. Такие экстерналии нужно знать и уметь ими управлять, – отметил Владимир Мазалов.

Проект карельских математиков поддержан Российским научным фондом в рамках регионального конкурса. Завершить работу планируется в 2024 году.

UPD 6.04.2022

Горожане могут помочь карельским математикам в создании системы для моделирования транспортной ситуации в Петрозаводске. Пожалуйста, примите участие в коротком анонимном опросе по ссылке.

Смотрите также:

Орден Почета
30 октября 2025
Двое ученых КарНЦ РАН получили высокие государственные награды

Сегодня, 30 октября 2025 года, в преддверии Дня народного единства руководитель Карелии Артур Парфенчиков вручил высокие государственные награды двум карельским ученым, представителям Института биологии КарНЦ РАН. Евгений Иешко был удостоен Ордена Почета, Нине Немовой была вручена медаль «За заслуги перед Республикой Карелия».
Памятная доска В.И. Шубину
29 октября 2025
Памятная доска выдающемуся лесоводу и микологу Владимиру Шубину открылась в Петрозаводске

29 октября исполнилось сто лет со дня рождения Владимира Ивановича Шубина, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, выдающегося лесовода и миколога, участника Великой Отечественной войны. В этот день в Петрозаводске открылась памятная доска ученому. На памятнике из конгломерата отражены основные объекты его исследований.
Юбилей ИЯЛИ
29 октября 2025
Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН отметил 95-летний юбилей

Ученый совет Карельского научного центра РАН, состоявшийся 28 октября 2025 года, был посвящен знаковому событию, юбилею Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН - старейшего академического учреждения гуманитарного профиля в Карелии. В ходе совета состоялось награждение сотрудников института. Помимо этого, собравшиеся прослушали научный доклад к 100-летию со дня рождения Марии Власовой, занимавшей пост директора ИЯЛИ, презентацию научного журнала Studia Nordica, а также увидели передачу «Территория культуры» на САМПО ТВ, посвященную юбилею института.
Генеральный директор КарНЦ РАН Ольга Бахмет выступила на Российско-Инженерном форуме в Харбине
27 октября 2025
Гендиректор КарНЦ РАН Ольга Бахмет представила практические разработки карельских ученых на XII Российско-Китайском инженерном форуме

Генеральный директор КарНЦ РАН Ольга Бахмет выступила в ходе пленарного заседания XII Российско-Китайского инженерного форума, который проходил в городе Харбин (КНР). Руководитель представила разработки ученых в области биотехнологий, аквакультуры, дистанционного зондирования, мониторинга парниковых газов, геологии и других направлений, а также анонсировала проведение в Петрозаводске в следующем году международной экологической конференции по региональному сотрудничеству БРИКС.
Испытания гидроакустического комплекса на озере Сямозеро
26 октября 2025
Ученые КарНЦ РАН испытали новый гидроакустический комплекс на пресных водоемах


Новый гидроакустический комплекс испытали в полевых условиях специалисты лаборатории экологии рыб и водных беспозвоночных Института биологии КарНЦ РАН во время экспедиции на озеро Сямозеро летом 2025 года. Прибор использовали для оценки рыбных запасов, а также определения видового состава рыб и съемки глубин на озере.