6 апреля 2022
Луна действует на растения посредством вариаций отражаемого света. Эту гипотезу экспериментально подтвердил научный сотрудник Института биологии КарНЦ РАН Виктор Миронов с помощью многолетнего мониторинга роста мха Sphagnum riparium и данных метеостанции по облачности нижнего яруса.
Результаты исследования опубликованы в престижном международном журнале Environmental and Experimental Botany.

Мхи рода Сфагнум – удобный объект для исследований. Некоторые их представители, такие как Sphagnum riparium, растут очень быстро и образуют ровный ковер. Это позволяет детально наблюдать за их ростом в природной среде. Виктор Миронов ведет такие наблюдения с 2015 года. Ежегодно с апреля по ноябрь ученый через день выезжает на болото и измеряет прирост 300–500 побегов. В его архиве – данные по 185 тысячам побегов, которые легли в основу 8350 оценок скорости роста.

В ходе работы ученый обнаружил, что скорость роста сфагнума ритмично колеблется – примерно каждые 30 суток, что соответствует лунному циклу. Однако четкого объяснения того, как именно лунный цикл вызывает подобные колебания роста у растений, в науке ранее не было.

– Действие лунного цикла на живые организмы слабо изучено. Текущие исследования выявляют его у широкого круга организмов, в том числе и растений. Некоторые исследователи связывают его с гравитацией, другие рассматривают возмущения в геомагнитном поле, приливы-отливы в атмосферном электричестве, изменения в лунном свете и т.д. Наиболее убедительное предположение состоит в том, что Луна действует посредством вариаций света. Эта гипотеза обоснована на животных, способных напрямую видеть изменения в лунном свете, но по растениям данные на этот счет отсутствовали, — рассказал исследователь.

Виктор Миронов проводит измерение роста сфагнума в полевых условиях

Накопленный объем измерений мха позволил Виктору Миронову проверить «световую» гипотезу влияния лунного цикла. Ключевую роль сыграли данные по облачности нижнего яруса, полученные на местной метеостанции. Она занимает высоты до 2 км, имеет вид серых неоднородных гряд и валов, часто покрывающих небо сплошным покровом, и сильно блокирует солнечный и лунный свет. Ученый предположил, что если лунный цикл действительно воздействует на растения с помощью света, то при усилении облачности должно наблюдаться ослабление это влияния и наоборот.

– Результаты показали, что при облачности до 40% наблюдается наиболее сильное влияние лунного цикла на рост сфагнума, а после значения 40% оно начинает прогрессирующе ослабевать. Уже при облачности 60% оно достигает уровня значимости, а при больших значениях облачности стремится к нулю. Для надежности эта тенденция была проверена отдельно в условиях убывающей и растущей Луны, однако в обоих случаях результат был одинаков. Таким образом, результаты исследования наглядно показывают, что сфагновые мхи воспринимают лунный цикл через изменение уровней света. Этот механизм можно проецировать и на других представителей растительного царства, — рассказал автор исследования.

Динамика роста сфагнума

Примечательно, что лунный свет оказывает замедляющее действие на рост побегов. По данным исследования, скорость роста сфагнума снижается около полнолуний, когда Луна светит наиболее ярко, и повышается около новолуний, когда лунного света почти нет. В отличие от солнечного света, основная функция которого для растений – энергетическая, более слабый лунный, по всей видимости, играет информационную роль. Действуя на чувствительные рецепторы растений, он лишь служит определенным сигналом для систем, которые регулируют скорость роста.

В планах исследователя – выяснить влияние на растения различных экологических факторов в тот или иной период лунного цикла. В перспективе эти данные могут оказаться полезными для совершенствования агротехнологий и повышения урожайности сельскохозяйственных культур.

Ранее ученый разработал и запатентовал методику использования растений для выявления наиболее коротких длин волн солнечного ультрафиолета B (UV-B), трудно регистрируемых физическими приборами.

Фото сайта pixabay.com и из архива Виктора Миронова