Участники проекта – главный научный сотрудник лаборатории паразитологии животных и растений Института биологии КарНЦ РАН Евгений Иешко и старший научный сотрудник лаборатории Алексей Паршуков
17 июля 2023
Новый метод диагностики поможет определять зараженность рыбы и воды паразитами

Биологи КарНЦ РАН впервые в Карелии тестируют современную диагностическую систему e-DNA для обнаружения присутствия паразитов в воде форелеводческих хозяйств. C помощью этой технологии исследователи определяют в пробах воды паразита Gyrodactylus salaris, обитающего на коже и плавниках лососевых рыб, в том числе садковой радужной форели. Внедрение нового метода в арсенал ветеринарных служб и рыбоводческих хозяйств позволит эффективнее оценивать риски заражения и тем самым сокращать гибель рыбы.
Источник новости: Фонд венчурных инвестиций Республики Карелия

Технология генетического типирования e-DNA (environmental DNA, в переводе с английского «ДНК окружающей среды»), позволяет обнаружить в воде паразитических организмов, даже если живущая в водоёме рыба ими ещё не заражена.

Карельские учёные с помощью этого метода определяют в пробах воды паразита Gyrodactylus salaris. Этот вид обитает на коже и плавниках лососевых рыб в бассейне Балтийского моря и там не представляет для них опасности, но, попав в реки бассейна Баренцева моря, он вызывает гибель местного лосося. Как правило, их выявляют поздно, когда начинается массовый отход рыбы.

На севере России зафиксирован пока что единственный случай появления паразита G. salaris в бассейне Белого моря – в реке Керети, где его распространение стало причиной сокращения численности лосося.

Чтобы определить зараженность рыбы и водоёма по методу e-DNA, учёные берут несколько проб воды. Достаточно профильтровать 10 литров, чтобы узнать, есть ли в ней паразит. Таким же способом можно обнаруживать присутствие и других опасных для рыб возбудителей болезней – вирусов и бактерий.

С помощью метода e-DNA ветеринарные службы и рыбоводческие хозяйства смогут точно узнать, есть ли возбудители заболеваний рыб в воде, и предотвратить массовую гибель радужной форели в садках. Также диагностика поможет оценить состояние природных водоемов и сохранить ценные виды рыб.

На Gyrodactylus salaris проверят воду из восьми форелеводческих хозяйств: четыре из них расположены на Ладожском озере, ещё четыре – на Онежском. Исследование проводят на гранты Российского научного фонда и Фонда венчурных инвестиций Карелии. Руководитель проекта – Алексей Паршуков, старший научный сотрудник лаборатории паразитологии животных и растений Института биологии КарНЦ РАН.

Фото: Алексей Паршуков / Институт биологии КарНЦ РАН