25 января 2023
Почему южные виды животных проникают все дальше на Север? Как получить древесину с заданными свойствами? Изменяется ли лед на фоне глобального потепления? Как геологическая скважина в Кондопожском районе помогает изучать появление жизни на планете? Этим и многим другим темам были посвящены исследования карельских ученых в минувшем году. Руководители институтов КарНЦ РАН подводят итоги работы на январском заседании Ученого совета.
24 января о результатах работы за год рассказали директора институтов Биологии, Леса, Водных проблем Севера и Геологии. Помимо численных и финансовых показателей, руководители рассказывают о важных научных результатах – исследованиях, выполненных сотрудниками в минувшем году. Назовем некоторые из них. Подробно ознакомиться со всеми итогами можно будет на сайте КарНЦ РАН после их опубликования в разделе «Научная деятельность».

Институт биологии КарНЦ РАН в 2022 году проводил изыскания в области общей и физико-химической биологии в рамках 59 тем научно-исследовательских работ. Исследования выполнялись по 8 темам государственного задания и по 24 проектам. В результате было опубликовано 217 научных работ, в том числе монография. Главный научный сотрудник ИБ КарНЦ РАН Нина Немова избрана в 2022 году академиком РАН.

Как рассказал директор Института биологии КарНЦ РАН Виктор Илюха, сотрудники лаборатории экологической биохимии показали возможность использования липидного профиля для достоверного определения на их основе видов и физиологического состояния мезопелагических – обитающих на глубине 200–900 метров – рыб.

Эти результаты помогают понять механизмы выбора и реализации компенсаторных биохимических реакций у глубоководных организмов, их роли в поддержании круговорота вещества и энергии между поверхностными и глубокими слоями водной толщи моря.

Директор Института биологии КарНЦ РАН Виктор Илюха

Еще одно важное направление работы ученых института – исследование инвазивных видов.

– Многие наши лаборатории работают по такому направлению, как биологические инвазии чужеродных видов. Многолетнее изучение их биологии и экологии, проникновения в высокие широты позволило проследить основные тренды и причины их распространения. Это относится в том числе к млекопитающим, – отметил Виктор Илюха.

В частности, ученые констатировали: шакал проникает все дальше на Север. Встречи этого животного уже отмечены в Европейской части России – Московской, Ленинградской и Архангельской областях. Определены возможные пути движения шакала в Арктику.

Также биологи изучили образцы тканей кабанов – концентрации жизненно важных и токсичных элементов в почках, печени и мясе животных в западной части Карелии. Выяснилось, что по большинству жизненно важных элементов кабан испытывает дефицит. Кроме того, ученые призвали с осторожностью употреблять мясо дичи в пищу.

Комментируя доклад, генеральный директор КарНЦ РАН Ольга Бахмет обратила внимание на значительный рост количества научных статей сотрудников института, опубликованных в авторитетных международных журналах. «Это большое достижение. Число статей столь высокого уровня – это точный показатель работы», – отметила руководитель.

Генеральный директор КарНЦ РАН, чл.-корр. РАН Ольга Бахмет и ученый секретарь КарНЦ РАН Наталья Фокина

Институт леса КарНЦ РАН проводил исследования по 3 темам государственного задания в соответствии с Программой фундаментальных научных исследований в РФ, 3 грантам РФФИ, 4 грантам РНФ и 19 договорам на выполнение НИР с российскими партнерами. Сотрудники участвовали в работе НОЦ «Российская Арктика» и в создании национальной системы углеродного мониторинга. По результатам исследований опубликовано 63 статьи, вышло учебное пособие «Клональное микроразмножение редких представителей рода Betula L.». Институт взаимодействует с РАН, Советом Федерации и другими федеральными и региональными структурами, принимающими решения в области лесной политики.

Говоря об основных исследованиях в области изучения леса, директор Института леса Александр Крышень сообщил, что ученые выявили особенности сигнального пути, контролирующего деление и дифференциацию камбиальных – составляющих образовательную ткань древесного растения – клеток.

– Результат важен для понимания влияния этого сигнального модуля на продуктивность растений. Он может быть использован в разработке способов выращивания древесины с заданными свойствами. Это будущее лесоводства, мы работаем в этом направлении, – подчеркнул директор.
Выступает директор Института леса КарНЦ РАН Александр Крышень

В институте ведутся актуальные исследования, связанные с изучением баланса углерода в лесных экосистемах. В частности, ученые рассмотрели интенсивность процессов формирования ядровой древесины в зависимости от возраста камбия (образовательной ткани в стволах). Результат исследования позволяет уточнить на 5–7 процентов оценки содержания углерода в стволовой древесине. Также ученые оценили вклад гетеротрофного дыхания в общую эмиссию углекислого газа с поверхности лесных почв в сосняках брусничных. Определено, что до 77% от почвенного потока CO2 составляет микробное дыхание.

В рамках обсуждения доклада члены Ученого совета КарНЦ РАН особо отметили деятельность сотрудников института по популяризации науки в СМИ, а также работу с молодыми кадрами.

– Впечатляет и количество аспирантов, обучающихся в институте, и то, как в целом ведется работа с молодежью. Хотелось бы отметить и работу Совета молодых ученых Института леса, который берет на себя большой функционал, – сказала Ольга Бахмет.

Директор Института водных проблем Севера КарНЦ РАН Лариса Назарова

Институт водных проблем Севера КарНЦ РАН в минувшем году проводил исследования в соответствии с государственным заданием по 5 темам и 4 проектам РНФ, 1 проекту РФФИ и 3 научно-исследовательским работам по хозяйственным договорам. Результаты последних переданы заказчикам для внедрения с целью устойчивого развития республики, охраны окружающей среды и экологической безопасности населения. Опубликовано 79 научных работ. Подготовлена монография «Палеолимнология Онежского озера: от
приледникового озера к современным условиям».

Директор Института водных проблем Севера Лариса Назарова назвала темы государственного задания, по которым работает научное подразделение, и связанные с ним результаты. В частности, институт проводит комплексные исследования Белого моря и водосбора в интересах развития Арктической зоны РФ.

– В прошлом году была выявлена основная особенность современных изменений гидрологического режима рек водосбора Белого моря. Это существенное увеличение водности в зимний период, синхронно с ростом средней месячной температуры воздуха. Оно статистически значимо, – отметила Лариса Назарова.

Кроме того, заметен отрицательный тренд изменения сплоченности льда для всей акватории Белого моря

– Также в рамках работы оценивалось возможное влияние экономики региона и связанное с этим поступление сточных вод и атмосферных выбросов на состояние моря. Последние пять лет в регионе достаточно стабильны в отличие от общероссийского уровня, – подытожила руководитель.

Главный научный сотрудник ИВПС КарНЦ РАН, член-корреспондент РАН Николай Филатов

В ходе изучения современного состояния и прогноза развития экосистем малых озер Карелии было показано, что при существующих изменениях климата в Южной Карелии – теплых зимах, частых оттепелях – уменьшается толщина и изменяется структура льда на водоемах. Увеличивается доля так называемого белого льда, который менее прочен и прозрачен, чем кристаллический. Это требует пересмотра правил безопасности на льду. Также в ходе работ по теме установлен комплекс гидротермодинамических условий, играющих роль спускового механизма для начала массового распространения цианобактерий в малых озерах. Таковыми признаны штилевые условия и прогрев температуры воды более чем до 20 градусов при необходимой доступности биогенных элементов.

В части обсуждения отчета особое внимание было уделено активной экспедиционной деятельности института. Она ведется практически по всем темам исследований. В экспедициях задействованы научно-исследовательские суда «Эколог» и «Посейдон».

Институт геологии КарНЦ РАН выполнял исследования по семи темам государственного задания, а также в рамках российских и зарубежных проектов. Опубликовано 139 статей в российских журналах и за рубежом. Вышли в свет две монографии, издана адаптированная для детей версия Путеводителя Карелии: «Познавательные путешествия карельских зверят: наука для самых маленьких». Сам путеводитель признан Книгой года Республики Карелия в номинации «Свет науки».

Специалисты Института геологии КарНЦ РАН проводили в прошлом году как фундаментальные исследования, так и применимые к экономике региона.

Директор Института геологии КарНЦ РАН Сергей Светов

Как рассказал директор института Сергей Светов, карельские ученые активно участвуют в изучении глобальной темы формирования атмосферы на планете, в том числе в аспекте появления и развития жизни на Земле. Продолжается анализ образцов, полученных из Онежской параметрической скважины. В прошлом году были завершены исследования изотопного состава хрома в осадочных породах. Их проводил международный коллектив авторов, в состав которого вошли сотрудники Института геологии КарНЦ РАН. Подтверждено, что 2,1-2,0 миллиарда лет назад содержание кислорода было достаточным для появления эукариот – первых организмов, клетки которых содержат ядро. Однако первое широко признанное ископаемое свидетельство существования сложных эукариотических клеток датируется возрастом 1,7 млрд лет. Теперь ученые знают, что эта задержка не связана с ограничением количества кислорода в атмосфере. Она может объясняться как другими ограничивающими экологическими факторами, так и необходимостью более длительной эволюции первых организмов.

В рамках изучения запасов полезных ископаемых региона специалисты исследовали содержание индия в минералах Питкярантских месторождений. Индий – металл, применяемый в производстве жидкокристаллических экранов, микроэлектронике и других направлениях.

– Данной работой показан потенциал отдельных комплексов Приладожья, где установлены минералы-индикаторы и оценены запасы индия. Речь не идет о разработках прямо сейчас, но для нас это потенциальное будущее, – отметил Сергей Светов.

Заместитель генерального директора КарНЦ РАН, доктор геолого-минералогических наук Александр Слабунов

Часть заседания, посвященная работе Института геологии КарНЦ РАН, завершила серия вопросов и выступлений в рамках обсуждения. Подытожив его, генеральный директор Центра Ольга Бахмет подчеркнула важность работы ученых в области популяризации науки и просвещения. При институте действует Клуб юных геологов «Архей», молодые ученые реализуют в школах проект «ГеоКарелия», проводятся мероприятия для населения республики. «Форма популяризации научных знаний, при которой школьники, студенты, широкий круг населения оказываются активно задействованными, крайне важна, и это приносит свой результат», – резюмировала Ольга Бахмет.

Выступления директоров институтов продолжатся во второй части январского заседания Ученого совета КарНЦ РАН, которое состоится 25 января.

Фотогалерея